06 апреля 2023

Судьба — злодейка.

Согласно верованиям греков и римлян, выше богов стоят Мойры, богини Судьбы. Над смертными и над богами властвует рок, и нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным.

Примечательно, что эти высшие силы предстают в мифах разных народов в женских ипостасях: у греков это Мойры, у римлян — Парки, у германцев — Норны.

Ещё более примечательно, что такая "раскладка" характерна для патриархальной мифологии. 

Из древнегреческой мифологии нам всем известна страсть Аполлона к Гиацинту и такая же гомосексуальная страсть Зевса к мальчику Ганимеду. Но если обвинить Зевса в педерастии, то он, возможно, сказал бы в своё оправдание, что у него судьба такая, ему так Мойры нагадали. Именно они сплетают судьбы богов и людей, так что все претензии — к ним.

По сути, таким же образом мог бы оправдаться и Чикатило перед судом присяжных: мол, я родился таким извращенцем, я от природы такой жуткий сладострастник, я ничего не мог поделать со своей натурой, таким я уродился, и все претензии — к тем, кто создал меня с такой страстью. 

То есть, если послушать Чикатило, то в конечном итоге виновником всех бед является Бог. Если бы он не сотворил людей, то и не было бы никаких бед.

Здесь мы касаемся невероятно сложной проблемы зла. Множество учёных мужей повредились рассудком, пытаясь совместить несовместимое, то есть одновременное существование всеблагого Божества и зла в мире. Я не стану решать эту "квадратуру круга", а всего лишь замечу, что у древних греков, римлян и германцев роль дьявола исполняли Мойры-Парки-Норны.

О цыганском матриархате.

А. Бебель в своей монографии "Женщина и социализм" мимоходом упоминает европейских цыган второй половины XIX века:

"Доктор Генрих Ф. Влислокки, который несколько лет жил среди зибенбургских цыган и даже был усыновлён одним из их племён, рассказывает, что из четырех цыганских племён, среди которых он жил, сохранивших в то время ещё древнюю организацию, в двух — Ашани и Чале — господствовало ещё наследование по матери. Если бродячий цыган женится, то вступает в род своей жены, ведущей весь дом в цыганской семье. Наличное имущество есть собственность жены, а значит, её рода; муж — человек чуждый. А по праву наследования по матери и дети остаются в её роде". 

gipsylilya в статье "Цыгане-мадьяры: единственные цыгане с матриархатом" рассказывает, что австро-венгерская императрица Мария-Терезия пыталась ассимилировать цыган, но из её затеи ничего не получилось. Она хотела сделать цыган венграми, но "в результате уже через несколько десятилетий Австро-Венгрия имела огромное количество крайне нищих, грудящихся в трущобах людей без особо заметной системы ценностей, без традиций, присущих какому-либо из народов империи, говорящих по-венгерски, но так и не ставших венграми."

"Большая часть из них так и живёт в нищете и в наше время. Их можно найти не только в Венгрии, но и на западе Украины, где они кучкуются в посёлках из страшного вида лачуг. Некоторые из них, прежде бывшие чернорабочими, сейчас перестали работать вообще и живут за счёт своих жён, а те преимущественно просят на улицах. С этим бизнесом они навещают Россию; их часто можно видеть в Москве. Чтобы чувствовать себя более уютно, мадьярки берут с собой детей и мужей. Как правило, несколько семей разбивают палаточный лагерь где-нибудь в глуши.

В силу экономической самостоятельности женщин и зависимости от них мужчин в мадьярских таборах фактически царит матриархат. Цель каждого юноши с самых младых ногтей – заарканить себе жёнушку подобычливей. В связи с этим он тренируется в трёх видах искусства, способных привлечь женщину: борьба (чтобы привлекать как защитник), танцы (чтобы развлекать и намекать ладными движениями тела на третье умение) и, наконец, секс. Девушка, в свою очередь, придирчиво рассматривает потенциальных мужей, их фигуру, их умение драться и танцевать, и тщательно пробует приглянувшихся в постели, выбирая в конце концов самого бойкого в этих отношениях. 


Гостеприимная деревенщина.

А. Бебель сообщает о существовании в средневековой Германии и других сопредельных странах обычая, по которому хозяин предоставлял в распоряжение гостя на ночь собственную жену или дочь. Вот что рассказывает Мурнер об этом обычае, который встречался в Голландии ещё в XV веке: «В Нидерландах обычай: если у хозяина ночует любимый гость, то он доверчиво кладёт с ним свою жену» [1].

Ныне у нас старики вздыхают и говорят: "вот раньше в гости ходили, а теперь перестали ходить"... Народ задаётся вопросом: "Почему люди перестали ходить в гости?" По-моему, ответ очевиден: в наше время никто не предоставляет в распоряжение гостя на ночь свою жену или дочь. Я бы с удовольствием ходил по гостям, если б жил в Голландии в XV веке.

----------------------------------------------------------------

[1] Deutsche Kultur- und Sittengeschichte von Joh. Scherr, 9 Auflage, Leipzig 1887, Otto Wigand.