06 апреля 2023

Судьба — злодейка.

Согласно верованиям греков и римлян, выше богов стоят Мойры, богини Судьбы. Над смертными и над богами властвует рок, и нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным.

Примечательно, что эти высшие силы предстают в мифах разных народов в женских ипостасях: у греков это Мойры, у римлян — Парки, у германцев — Норны.

Ещё более примечательно, что такая "раскладка" характерна для патриархальной мифологии. 

Из древнегреческой мифологии нам всем известна страсть Аполлона к Гиацинту и такая же гомосексуальная страсть Зевса к мальчику Ганимеду. Но если обвинить Зевса в педерастии, то он, возможно, сказал бы в своё оправдание, что у него судьба такая, ему так Мойры нагадали. Именно они сплетают судьбы богов и людей, так что все претензии — к ним.

По сути, таким же образом мог бы оправдаться и Чикатило перед судом присяжных: мол, я родился таким извращенцем, я от природы такой жуткий сладострастник, я ничего не мог поделать со своей натурой, таким я уродился, и все претензии — к тем, кто создал меня с такой страстью. 

То есть, если послушать Чикатило, то в конечном итоге виновником всех бед является Бог. Если бы он не сотворил людей, то и не было бы никаких бед.

Здесь мы касаемся невероятно сложной проблемы зла. Множество учёных мужей повредились рассудком, пытаясь совместить несовместимое, то есть одновременное существование всеблагого Божества и зла в мире. Я не стану решать эту "квадратуру круга", а всего лишь замечу, что у древних греков, римлян и германцев роль дьявола исполняли Мойры-Парки-Норны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий