04 ноября 2023

Богатство, нуклеарная семья и патрилинейность.

Льюис Г. Морган показывает, как происходил переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. 

"Род в архаическом периоде состоял из предполагаемой родоначальницы и её детей вместе с детьми её дочерей и её женских потомков по женской линии до бесконечности. Дети её сыновей и её мужских потомков по мужской линии исключались из рода. Напротив, при счёте происхождения по мужской линии род состоял из предполагаемого родоначальника и его детей вместе с детьми его сыновей и его мужских потомков по мужской линии до бесконечности. Дети его дочерей и его женских потомков по женской линии исключались. Не входившие в род в первом случае были членами рода во втором, и наоборот. В таком случае возникает вопрос, как мог счёт происхождения перейти из женской линии в мужскую, не разрушая рода?

Посколько счёт происхождения по женской линии является архаическим и более согласуется с ранним состоянием древнего общества, чем счёт по мужской линии, вероятность говорит за то, что в древности он господствовал у греческих и латинских родов. 

Когда в греческих и латинских родах происхождение считалось по женской линии, род обладал, в числе прочих, следующими характерными чертами: 1) Брак в пределах рода был запрещён, вследствие чего дети не принадлежали к роду того, кто считался их отцом. 2) Имущество и должность вождя наследовались в роде, вследствие чего дети исключались из наследования имущества или должности того, кто считался их отцом. Такое положение должно было сохраняться до тех пор, пока не явилась побудительная причина, достаточно всеобщая и настоятельная, чтобы заставить осознать несправедливость этого исключения перед лицом изменившихся условий.
Естественным выходом из положения был переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Чтобы осуществить это изменение, требовалось только наличие соответствующего мотива. После того как стали разводиться в стадах домашние животные, сделавшиеся тем самым источником средств существования, равно как и объектом личной собственности, и после того как земледелие привело к частной собственности на дома и землю, должен был возникнуть протест против господствовавшего порядка родового наследования, посколько этот порядок исключал из числа наследников детей собственника, чьё отцовство становилось более достоверным, и отдавал его имущество его сородичам. Борьба за новый порядок наследования, в которой участвовали как отцы, так и дети, должна была дать достаточно сильную побудительную причину этого изменения. После того как собственность начала накапливаться в больших количествах и стала принимать постоянные формы и после того как увеличились размеры собственности, находившейся в индивидуальном обладании, стал неизбежен переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Такое изменение сохраняло наследство в роде по-прежнему, но переводило детей в род их отца и ставило их во главе агнатических родных. По всей вероятности, вначале они должны были делить наследство с остальными агнатами; однако распространение принципа, по которому агнаты устранялись от наследования остальных родичей, должно было с течением времени привести к отстранению агнатов и исключительному праву наследования детей. Сверх того, отныне сын получал право наследовать должность своего отца.

Матрилинейность у алгонкинов.

Оджибве, иначе — оджибва или чиппева — индейский народ алгонкинской языковой семьи. Википедия сообщает, что брак у индейцев оджибве — патрилокальный (Источник).

Льюис Г. Морган согласен с этим: "Счёт происхождения — по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Имеются, однако, основания полагать, что первоначально происхождение считалось по женской линии и что это изменение произошло сравнительно недавно. Во-первых, у делаваров, которых все алгонкинские племена признают древнейшим племенем и именуют «дедами», происхождение до сих пор считается по женской линии. То же самое имеет место и у ряда других алгонкинских племён. Во-вторых, сохранились доказательства того, что два или три поколения назад должность вождя переходила по женской линии. В-третьих, влияние американских властей и миссионеров постоянно противодействовало этому порядку. Счёт происхождения, лишавший наследства сыновей, казался первым миссионерам, воспитанным в совершенно других воззрениях, несправедливым и неразумным, и нет ничего невероятного, что у ряда племён, в том числе у оджибве, изменение произошло под их влиянием. И наконец, посколько ряд алгонкинских племён теперь считают происхождение по женской линии, можно вывести заключение, что этот порядок был в прошлом универсальным, представляя собой вместе с тем архаическую форму данного института". 

The geographic location of Algonquian-speaking people in North America prior to European settlements

Неолит XIX века нашей эры.

"Древний, но не единственный способ погребения состоял в том, что труп выставлялся на помосте до тех пор, пока не истлеет мясо, после чего кости собирались и сохранялись в коробах из коры в специально выстроенном доме. Принадлежавшие к одному роду обычно помещались в одном и том же доме. Д-р Кир Байингтон нашёл этот способ погребения в 1827 г. у чокта, а Эдер упоминает о таком же по существу обычае у чироков. «Я видел в одном из их городов, — говорит он,— три таких дома, расположенных почти рядом... Каждый дом содержал кости только одного племени, при чём на каждом ящике, очень странной формы, имелись иероглифические изображения, принадлежащие данной семье [роду]. Они считали безбожным смешивать кости родственника с костями чужого, подобно тому как кость с костью и плоть с плотью должны быть всегда вместе». В древние времена ирокезы также пользовались помостами и сохраняли кости умерших родственников в коробах из коры, часто держа их в том доме, где жили", - сообщает Льюис Г. Морган в своей работе "Древнее общество". 

Я не перестаю удивляться параллелям в культурах, отделённых друг от друга десятками веков и десятками тысяч километров. Та же практика экскарнации трупов и вторичного захоронения костей умерших в родовых усыпальницах имела место быть и на Ближнем Востоке эпохи неолита. А это значит, что индейцы XIX века ментально были ближе к жителям Чатал-Хююка, жившим 9000 лет назад, чем к нашим современникам.

Ритуал в Чатал-Хююке. Реконструкция

Обряд Зимнмх танцев у североамериканских индейцев хайда (современный рисунок)