16 марта 2023

Немного о грифонах.

Минойский бронзовый кинжал с инкрустированным грифоном (1450-1375 гг. до н.э.). Археологический музей Ираклиона, Крит.  

Судя по изображению грифона, это ритуальный (или церемониальный) нож. Как мы знаем, повсюду — от этрусских до алтайских могильников — грифон присутствует в погребальной обрядности. По всей видимости, на другой стороне ножа должен быть ещё один грифон, так как они всегда выступают в паре. 

Пектораль из кургана Толстая Могила — золотая царская пектораль IV века до нашей эры.

Древняя мифологема о двух грифонах угадывается в современном поверье о том, что у каждого человека на правом плече сидит ангел, а на левом - чёрт, и в момент смерти человека они вступают в борьбу за его душу.

Сирийская "голубка" против римского "орла".

"Евн — раб из Апамеи в Сирии, стал лидером первого сицилийского восстания рабов в 135—132 годах до н. э. Евн занял видное положение в движении благодаря своей репутации чудотворца и пророка. Он утверждал, что получает видения от богини Атаргатис, которую он отождествлял с сицилийской Деметрой. Одно из его пророческих предсказаний было то, что восставшие рабы успешно захватят город Энна.

Евн участвовал в штурме Энны. Диодор Сицилийский рассказывал, что вождь рабов стоял в первых рядах штурмующих, пуская огонь изо рта. По захвате Энны, Евн был коронован. Он носил тиару и другие царские знаки отличия. Впоследствии он взял себе имя Антиох, которое носили сирийские цари из династии Селевкидов, и назвал своих последователей, насчитывавших около 70 тысяч человек, «сирийцами». Его армия потерпела поражение от римского консула Публия Рупилия. Евн был взят в плен и вскоре умер от болезни, по словам Плутарха, в Риме" (Источник).

Памятник Евну в городе Энна, Сицилия.

Интересный раб. Поднял восстание против рабовладельцев под знаменем Богини. Священной птицей Атаргатис была голубка. А священной птицей римского Юпитера — орёл. Голубка против орла...

Хотя римский орёл "заклевал" сирийскую голубку, но наше сердце отнюдь не на стороне победителя. Римляне распяли Иисуса Христа, но наше сердце на стороне Распятого...

Тсантса.

Такие высушенные до размера кулака головы носят название тсантса.

Источник картинки

В 1940-х годах канадскому музею в Чатеме (Онтарио) подарили необычный экспонат – сушёную голову размером 8,3 сантиметра. До последнего времени учёные сомневались, реальная ли это голова человека или подделка. Теперь исследователи, используя клиническую компьютерную томографию и микро-КТ с высоким разрешением, определили, что она и впрямь настоящая. Когда-то голова принадлежала женщине из племени перуанских индейцев. 

Усохшие головы, или тсантсы – это культурные артефакты, которые делали некоторые коренные народы Эквадора и Перу, прежде всего хиваро, примерно вплоть до середины ХХ века. Эта практика имела трофейный характер. Убитым неприятелям индейцы южноамериканских Анд отрезали головы, делали разрез на затылке и филигранно снимали кожу, наполняя её горячим песком. Такой метод позволял уменьшать «головы» до необычайно маленьких размеров. При этом лицо сохраняло своё прежнее подобие. Европейцы активно интересовались такими артефактами и были готовы покупать их за большие деньги. Поэтому, возможно, ту женщину из племени перуанских индейцев тупо убили, чтобы сделать из её головы тсантсу с целью продажи европейцам.

"Считалось, что тсантсы содержат дух и знания человека, которому принадлежала голова, и поэтому они обладают сверхъестественной силой, которую можно передать владельцу", - говорится в статье

Инки-террористы.

Поздняя империя инков простиралась от Колумбии на севере до Чили на юге. Как они удерживали власть над такой обширной территорией и разрозненными племенами туземцев? Одно из исследований утверждает, что инки запугивали врагов отрубленными головами своих жертв, которые были насажены на копья (Источник).

Исследователи выяснили, что три черепа принадлежали молодым женщинам в возрасте от 16 до 30 лет, а четвертый – 12-летнему подростку. Антропологи Франсиско Гарридо и Каталина Моралес проанализировали четыре отрубленных и фрагментированных черепа, датируемых эпохой позднего горизонта, которые были захоронены изолированно среди мусора и без тел в долине Копьяпо на севере Чили. По словам исследователей, на этих обезглавленных головах видны изменения, включая отверстия в своде черепа и следы дефлешинга на нижней челюсти. Команда предполагает, что эти следы указывают на то, что черепа, скорее всего, были установлены в качестве "трофейных голов, использовавшихся в ритуальных демонстрациях власти над местными подданными новых имперских провинций". Так инки держали в страхе всю свою империю.

Возможно, предполагают исследователи, что Иглесия Колорада представляла собой очаг сопротивления правлению инков, расположенный на отдалённой окраине империи. Современные захоронения в деревне не содержали керамики инков в могилах, что, по словам исследователей, "может быть интерпретировано как форма сопротивления господству". На этом фоне, возможно, местные власти инков или их представители выбирали слабых членов деревни - женщин и детей, чьи кости обнаруживали признаки болезни и недостатка питания, - чтобы использовать их в качестве инструментов устрашения. "Отбор особей женского пола, испытывающих дефицит питания, в предпочтение молодым мужчинам с хорошим состоянием здоровья, может быть связан с заинтересованностью государства в том, чтобы не портить трудовую структуру населения, которое выполняло принудительные работы на гомпод-инков.