Вяч. Иванов в своей работе "Дионис и прадионисийство" говорит:
"Аполлон овладевает дельфийским прорицалищем чрез убиение его стража (phylax) и обладателя, хтонического змия — Пифона.
Пифоновым гробом слыл дельфийский храмовой «омфал», яйцевидное каменное
сооружение, трижды священное: как средоточие Аполлонова дома, как «пуп
земли», известный уже в эпоху Пиндара, и как место очищений. — Ныне мы
знаем, что омфалами вообще назывались куполообразные своды (tholoi)
гробовых склепов, какие сооружались ещё в микенскую эпоху: «пуп»
Аполлонова храма был издревле чтимой гробницей некоего хтонического
божества. «Гробница же бога», по гениальной догадке Эрвина Роде, — «не
что иное как пещера, где он живёт». Это представление выражает змея,
нередко обвивающая омфалы, и, в частности, на его изображениях,
дельфийский (см: «Омфал» как центр мироздания).
Под чудовищной личиной «вещего» (от peuthomai), как обычно понималось это имя, дракона (mantikon daimonion, no Гесихию), или — по Гомеридам — смрадной (от руtho — гнить), вредоносной змеи (drakaina) нелегко распознать затемнённые, уже в гомерическом гимне пифийскому Аполлону, черты дельфийского пра-Диониса.
Змиеубийца, согласно закону мистических отношений между вакхом-жрецом и Дионисом жертвенным, исполнился духом последнего: с той поры стал он вещуном и гадателем.
Другими словами, Дионис древнее в Дельфах, чем Аполлон; женское же подземное божество древнее самого Диониса. И вместе это значит: от «первовещуньи (protomantis) Геи» до Аполлоновой Пифии культовое господство принадлежало в Дельфах женщине".
Я прямо вижу святилища Чатал-Хююка в этом описании Вяч. Иванова. В статье "Семантика образа Быка в Чатал-Хююке" я приводил изображения быков с неестественно длинными рогами и говорил о их схожести со змеями. А змеи, как мы знаем, являются медиаторами (посредниками) между подземным и надземным мирами. Они то выползают на поверхность, то уползают в норы под землю. Очевидно, с культом быка были связаны какие-то медиумические практики общения с духами умерших людей.