31 марта 2023

Медиумический "столп" матриархата.

Вяч. Иванов в своей работе "Дионис и прадионисийство" говорит:

"Аполлон овладевает дельфийским прорицалищем чрез убиение его стража (phylax) и обладателя, хтонического змия — Пифона. 

Пифоновым гробом слыл дельфийский храмовой «омфал», яйцевидное каменное сооружение, трижды священное: как средоточие Аполлонова дома, как «пуп земли», известный уже в эпоху Пиндара, и как место очищений. — Ныне мы знаем, что омфалами вообще назывались куполообразные своды (tholoi) гробовых склепов, какие сооружались ещё в микенскую эпоху: «пуп» Аполлонова храма был издревле чтимой гробницей некоего хтонического божества. «Гробница же бога», по гениальной догадке Эрвина Роде, — «не что иное как пещера, где он живёт». Это представление выражает змея, нередко обвивающая омфалы, и, в частности, на его изображениях, дельфийский (см: «Омфал» как центр мироздания).

Под чудовищной личиной «вещего» (от peuthomai), как обычно понималось это имя, дракона (mantikon daimonion, no Гесихию), или — по Гомеридам — смрадной (от руtho — гнить), вредоносной змеи (drakaina) нелегко распознать затемнённые, уже в гомерическом гимне пифийскому Аполлону, черты дельфийского пра-Диониса. 

Змиеубийца, согласно закону мистических отношений между вакхом-жрецом и Дионисом жертвенным, исполнился духом последнего: с той поры стал он вещуном и гадателем.

Другими словами, Дионис древнее в Дельфах, чем Аполлон; женское же подземное божество древнее самого Диониса. И вместе это значит: от «первовещуньи (protomantis) Геи» до Аполлоновой Пифии культовое господство принадлежало в Дельфах женщине
".

Я прямо вижу святилища Чатал-Хююка в этом описании Вяч. Иванова. В статье "Семантика образа Быка в Чатал-Хююке" я приводил изображения быков с неестественно длинными рогами и говорил о их схожести со змеями. А змеи, как мы знаем, являются медиаторами (посредниками) между подземным и надземным мирами. Они то выползают на поверхность, то уползают в норы под землю. Очевидно, с культом быка были связаны какие-то медиумические практики общения с духами умерших людей.

Я не кудесник, я только учусь...

"Шаманизм немыслим без матриархата. Когда наш сказочный герой путешествует по лесам (обычно в поиске жены), и ягишны указывают ему истинный путь — то это матриархат в чистом виде.

Мудрые женщины разумели: всё то, что появляется в Мире, вышито великой богиней. У нас звали её Мокошью. Для неё полотно — сам мир. Нить и игла — суть скрытые от нас таинства. Обладая ими — можно было бы вышить всё, что есть на свете. Сплетая нити, великая богиня сплетает судьбу людей. Создавая полотно бытия, она наговаривает на него слова будущих свершений, и от того сотворённое ею живёт, исполняя сказанное. 

Следуя работе богини, земные пряхи так же наговаривают на свои нити наговоры. 

Здесь же вспомним, что плетение сетей и вязания — было не только женской, но и мужской работой. 

Кипу - андская система узелкового письма.

Медленное, кропотливое созидание — прибавление по петельке, по песчинке, по кирпичику — вот что стоит за всеми незыблемыми явлениями Мира. Это действие противоположно мгновенному удару молнии или меча. Мгновенное действие бога — это всё же разрушение. Кудесник, в основе своей работы, — созидатель. Потому ему более свойственна медленная кропотливая работа над результатом, в чём-то аналогичная плетению сети" (Источник).

Хорошо сказано. Я вот тоже ежедневно занимаюсь плетением словесных "кружев". Работа эта "женская", кропотливая. "Мужская" работа — "завалить" мамонта одним ударом кулака, а женщины — они "собирательницы" по характеру. Обладая "женским" характером, я за 10 лет собрал самый большой в Рунете корпус знаний и сведений о матриархате.