14 декабря 2025

Что происходило внутри дольменов?

В статье "Дольмены и Культ Великой Матери" имеется описание того, что происходило внутри дольменов. Автор статьи полагает, что там происходили подростковые инициации.

"В целом схема посвящения у строителей кавказских дольменов выглядела, по-видимому, следующим образом. Неофитов покрывали охрой и кровью, символизирующей кровь богини-рожаницы, после чего, ногами вперёд, помещали в камеру дольмена, наполненную костями великих предков. Входное отверстие закрывали втулкой, и посвящаемый оставался в абсолютной темноте. Это не была известная темнота ночи с луной, звёздами и пламенем костра, а кромешный мрак, населённый мистическими существами. Эта тьма, согласно наиболее архаичным представлениям древних народов, олицетворяла женское начало. Она — ночь, пожирающая и вновь рождающая день. Так же как солнце уходит во мрак, пожираемое ночью, так же и неофит во время посвящения проникает во мрак материнского лона, возвращаясь в эмбриональное состояние. Но ночь не только пожирает день, она вновь рождает его на рассвете. Она зримое воплощение двух богинь – богини смерти и богини рождения. Находясь в полной темноте, среди костей предков, человек становился на грань физической смерти, и одного этого уже было достаточно для формирования мощной деформации состояния сознания, необходимой для обряда посвящения. «Умереть – значит стать посвящённым» - говорил Платон. Пожранный богиней человек умирал, переживал состояние смерти, а затем обновлённым, вновь рождался из лона богини. Именно поэтому отверстие дольмена делалось маленьким и узким. Возрождаясь, мист вновь, как младенец, проходил по узким родовым путям, испытывая при этом мощное психологическое воздействие на сознание и подсознание". 

В принципе, я о том же всё время говорю. Только я представляю эти древние гробницы, похожие на мавзолей Ленина на Красной площади в Москве, как на своеобразные "инкубаторы ведьм" (или колдунов, если угодно). Принципиальное различие между обычной современной могилой и дольменом заключается в том, что в последний можно войти (точнее говоря, влезть). Ширина отверстия дольмена обычно составляет 30–40 см. Ну так вот, занимаясь изучением шаманизма и колдовства, я обнаружил сходные практики посвящения: в колдовстве от неофита требуется найти могилу колдуна и переспать на ней одну ночь, а в шаманизме часто бывает так, что человек, страдающий от "шаманской болезни", как бы бесцельно блуждает по лесу и как бы случайно набредает на могилу шамана [1], где тоже засыпает и там его духи "потрошат". Не то же ли самое происходило, в своё время, и внутри дольменов? 

В этом смысле, ночное "бдение" семинариста Хомы Брута (из повести Н. В. Гоголя «Вий») в часовне наедине с телом умершей ведьмы можно приравнять к колдовскому (= шаманскому) посвящению. Смерть семинариста показывает, насколько опасной может быть такого рода трансформация сознания, о которой говорится в вышеприведённой выдержке из статьи. Это ж совсем не то, что влезть в полуразрушенный дольмен средь белого дня на пару минут, чтобы написать: "Тут был Вася".

------------------------------------------------------------

[1] повторяя путь сказочного героя в "избушку на курьих ножках" Бабы Яги, которая, как установил Владимир Пропп (см. "Исторические корни волшебной сказки"), является прямым аналогом деревянного гроба. 

Совместные трапезы как регулятор общественных отношений.

В крито-минойских некрополях Платаноса, Кумасы, Одиитрии выявились мощёные площадки в непосредственной близости от гробниц-толосов. Их интерпретируют как место проведения религиозных церемоний, которые, вероятно, выходили за узкие рамки погребального ритуала. Вполне возможно, что некрополь представлял собой культовый центр деревни, место взаимодействия живых и мёртвых, где община собиралась для регулярных мероприятий, таких как праздники или религиозные церемонии.

Гробница в Платаносе, раннеминойский период. Крит

Такие же мощёные площадки мы можем наблюдать перед дольменами Западного Кавказа (по крайней мере, перед некоторыми из них):

Дольмен на реке Жане.

Мегалитический участок на горе Нексис, п.Новый, Геленджик

Реконструкция раннего дольмена.

Я думаю, что изначально таких площадок было гораздо больше, однако прошли тысячелетия и сменились культуры, и люди поздних культур растащили камни под строительство своих хозяйственных построек. Остались на месте лишь самые большие и тяжёлые каменные плиты.