Laura Shannon в статье "Language of the Goddess in Balkan Women’s Circle Dance" обращает внимание на женские ритуальные танцы.
Adrienne Stein. «Канун дня святого Иоанна» |
Она справедливо замечает, что существуют "мужские" и "женские" танцы. Мужские танцы, как правило, соревновательные. Женские танцы, наоборот, лишены соревновательного духа [1]. Все движения в них - простые и лёгкие, так что эти танцы доступны абсолютно всем, даже детям. В "женском" танце главное - не победа, а участие. В "женском" танце, точнее говоря - в хороводе, осуществляется, во-первых, инкорпорация всех членов общины в единое "тело", и, во-вторых, в центре круга образуется священное пространство, а свято место, как известно, пусто не бывает.
"Круги танцующих фигур - чаще всего женских - изображались на протяжении тысячелетий в наскальной живописи и фрагментах керамики в Европе и на Ближнем Востоке. Изображения танцующих женщин появляются уже уже в 14 000-12 000 гг. до н.э., с заметным изобилием в период с 7 000 до 4 000 гг. до н.э, что полностью совпадает с распространением сельского хозяйства", - говорит Laura Shannon.