21 июня 2023

Гюльчатай, открой личико!

"Венера" из Костёнок под Воронежем.


 А это знаменитая "венера" из австрийской деревни Виллендорф.

Почему у них такие необычные головы?

З. А. Абрамова в своей монографии "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы" (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017) приводит много других подобных голов. Я ограничусь лишь четырьмя примерами.

Стоянка Хотылёво 2, Брянская область. Кат. 116, 4. Головка статуэтки из бивня мамонта высотой 1,9 см, диаметром 1,7 см. Найдена в раскопе 4 в углисто-зольной яме. Головка повреждена и обломана на уровне шеи в древности. Поверхность покрыта параллельными нарезками.

Стоянка Авдеево, Курская область. Кат. 117, 13. Фрагмент головы крупной статуэтки высотой 3,8 см и диаметром 3,5 см, изготовленной из мергеля. Найден в 1988 г. Голова отбита вдоль основания шеи, отсутствует и лицевая часть. Шапочка (?) или причёска (?) показаны на голове концентрическими горизонтальными полосами, оканчивающимися на верхушке головы спиралью. Полосы украшены глубокими поперечными прямыми зарубками, создающими ряд неправильных четырёхугольников. В результате общий вид орнамента может быть определён как сеть или checkwork.

Стоянка Гагарино, Липецкая область. Кат. 119, 1. Женская статуэтка высотой 5,8 см и наибольшей шириной в бёдрах 3,3 см, вырезанная из бивня мамонта. Найдена в 1927 г. у стены жилища. Вся поверхность головы покрыта концентрическими рядами углублений: три нижних ряда имеют более крупные размеры и треугольную форму, верхние ряды нанесены в виде точек путём накалывания.

Ещё одна "венера" со стоянки в Костёнках под Воронежем. Кат. 120, 3. Женская статуэтка высотой 11,4 см из бивня мамонта. Найдена в 1936 г. Вся поверхность головы — от ободка до затылка — сплошь покрыта рядами мелких зубчатых насечек, изображающих или волосы, или плотно облегающую голову меховую шапочку.

Да, прямо по Леопольду Захер-Мазоху: голая "венера" в меховой шапочке. Или по русской поговорке: без штанов, а в шляпе. 

Нет, "меховая шапочка" меня решительно не устраивает. Шапочка не надевается на голову, как презерватив на член, по самые яйца. Если шапочку натянуть на голову по самую шею, то как же смотреть, дышать, кушать и пить? 

Волосы не подходят из тех же соображений, - на лице волосы не растут.

Тут что-то иное... Вспоминаются слова из песни группы Стаса Намина: "Что-то есть, что-то есть в тебе такое, а какое - не пойму"...

Брянская "венера".

Пожалуй, самая привлекательная, если не сказать сексапильная, "венера" из всех тех, что мне довелось видеть.

Женская статуэтка из бивня мамонта высотой 15 см. Найдена в 1935 г. на стоянке Елисеевичи Брянской обл., на правом берегу р. Судость, правого притока р. Десна, датировка от 14 080 ± 70 (ГИН-4135) до 14 590 ± 140 (ГИН-4186) л. н.
 

Загадочный знак.

Ещё пара интересных изображений из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы" (СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Фаринкур (грот Зузет). Фаринкур. Верхняя Марна. Кат. 60, 1. Скульптура фаллического характера из песчаника, из культурного слоя, относящегося к мадлену III.

"Фаллический характер изделия неоспорим. Один из фасов несёт грубо гравированный знак в виде оперённой стрелы или, согласно авторам, в виде «позвоночника рыбы» — trait barbelé".


Раймонден. Шанселад. Дордонь. Кат. 45, 1. Гравюра композиции («сцены») на
обломке костяной обработанной пластины длиной 9 см с остатками отверстия на конце. Средний или верхний мадлен
.

"Два ряда человеческих силуэтов помещены параллельно, четыре с одной стороны, три с другой, по обеим сторонам продольной линии, снабжённой косыми поперечными нарезками. Возможно, это изображение позвоночника бизона, поскольку линия упирается в реалистически воспроизведённую голову бизона с вытянутыми вперёд передними ногами, также переданными детально. В противоположность живому изображению головы бизона, человеческие фигуры очень суммарны, с шаровидными головами, продолговатыми телами, слегка расширенными плечами. Туловища разделены в нижней части продольными линиями, видимо, обозначающими ноги".

Сомневаюсь я, однако, что это позвоночник, потому что мы видели в записи "В круге вечного возвращения" точно такой же символ на ноге у женщины. Очевидно, этот символ связан с таким понятием, как род. Люди, как маленькие "ручейки", впадают с двух сторон в одну "реку", - так можно истолковать знак, похожий на рыбный скелет. Или, может быть, наоборот, из головы быка растёт "древо" рода и затем ветвится-разделяется по обе стороны, направо и налево. Нечто подобное мы можем видеть на крито-минойских росписях сосудов, где прямо из головы быка произрастает древовидный лабрис. И, кстати, на нижеприведённом изображении сосуда можно видеть под головой быка круговой "бесконечный" орнамент, напоминающий то, что было названо «позвоночником рыбы». Идея этого орнамента абсолютно идентична: произрастание из семени, которое, в свою очередь, даёт новое семя, и т. д. до бесконечности.

Инициатическое.


Грот Ла Ваш. Аллиа. Арьеж. Кат. 18, 1. Гравюра , получившая название «Сцена инициации», на кости птицы длиной 16,3 см (сложена из двух равных фрагментов, найденных на расстоянии 6 м друг от друга).

"Слева начинается «ритуальная процессия», состоящая из шести персонажей с шаровидной головой и схематичным телом, затем переданный в правый профиль маленький медведь, находящийся под хвостом изображённой в правый профиль крупной фигуры лошади-жеребца замечательного фигуративного качества; наконец, рыба, возможно лосось, и видная в 3/4 голова, похожая на бизона".


Шато дез Эйзи. Лез Эйзи-де-Тайяк. Дордонь. Кат. 36, 1. Гравюры человеческих силуэтов и части фигуры бизона на обломке (16 см) ребра животного, которое чётко датируется мадленом VI. Музей Лез Эйзи.

"9 сохранившихся человеческих силуэтов направляются к сохранившейся передней части крупной фигуры бизона. Силуэты имеют округлую голову и сведённое на конус туловище, лишённое каких бы то ни было деталей. На уровне плеч нанесены косые линии, по всей видимости, изображающие палки, дротики или другое вооружение" (Из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Ну, инициатическим (то есть "пахнущим смертью") может быть любой поединок человека с крупным животным, если, конечно, охотник не вооружён дальнобойной винтовкой с оптическим прицелом, как, например, "дорогой Леонид Ильич".


Когда же дело доходит до смертоубийства, - о, тогда даже котёнок может научить многому, а бизон - и подавно. Может быть, поэтому люди такие маленькие по сравнению с бизоном, как первоклассники по сравнению с учителем?

В круге вечного возвращения.


Пещера Истюриц. Сен-Мартен-д’Арберу. Атлантические Пиренеи. Слой II Большого зала. Мадлен IV. Кат. 7, 3. Гравюры двух человеческих фигур на обломке костяной пластинки прямоугольной формы размером 12,0x2,3x0,3 см.

"Из-за изломов обоих концов пластинки две фигуры, следующие одна за другой, — неполные. Они изображены в правый профиль, в одном стиле и действии. Справа расположена женская фигура, лишённая головы. В месте излома на шее можно видеть украшение: две кривые линии, пространство между которыми заполнено косыми чёрточками. Грудная клетка плоская, удлинённая; отвисшая грудь, покрытая рядами коротких насечек, выходит из-под согнутой в локте руки, направленной вперёд (или вверх, если поместить пластинку вертикально). Живот объёмистый, но слабовыпуклый. На бедре выгравирован зубчатый знак. На лодыжке нанесены три поперечные линии, пространство между которыми заполнено насечками. Очевидно, этими линиями обозначены браслеты. За фигурой женщины следует, скорее всего, фигура мужчины, хотя это определение оспаривается. От изображения мужчины сохранилась только верхняя половина".

Грот Ла Ваш. Аллиа. Арьеж. Кат. 18, 2. Гравюры двух женских фигур на обломке (15,0х3,0х1,4 см) кости или рога северного оленя в форме эллипса.

"Женские фигуры изображены в правый профиль одна за другой (или одна над другой) в положении, близком фигурам из Истюриц (кат. 7, 3), но переданы более обобщённо. Эти фигуры не детализированы, но сходство их с профилями женских статуэток допускает такое определение" (Из книги З. А. Абрамовой "Древнейший образ человека: Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2017).

Тут невольно вспоминается библейское «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его»... А что, если эти дошедшие до нашего времени доисторические гравюры также являются родословными, только на них не мужчины рожают потомков, а женщины?

Кстати, очень интересен знак на бедре женщины. Он может быть истолкован как знак вечного возвращения. Есть такая поговорка: "из земли вышли, и в землю уйдём". Теперь замените слово "земля" нецензурным словом, которым называется женский половой орган. И вышеприведённые картинки заиграют новыми смыслами.