02 ноября 2023

Ёлочковидный символ.

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл", "Знак древа или знак зерна?" и "Знак древа или знак зерна? (2)".

Ещё несколько изображений ёлочковидного символа.

Сосуд культуры Кукутень-Триполье.
 
Сосуд Индо-Хараппской культуры.

Нижеследующая глиняная табличка датируется примерно 3000 г. до н. э. Здесь представлены рисунки-символы, которые позднее развились в более абстрактное письмо — клинопись. Имеется здесь и наш ёлочковидный символ, причём в интересном обрамлении в виде женского силуэта. Мне кажется, это символ женской вульвы.

Семейный (=женский) культ как начальная форма религии.

"Как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ [1]. Подобная практика была весьма распространённой в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьёй Эвнеидов был закреплён культ Диониса Мельпоменского" (Цит. по: З. З. Кныжова. Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества). 

Написано коряво: "за семьёй Эвнеидов был закреплён..." В архаической Греции не было конституции СССР, которая "закрепила руководящую и направляющую роль КПСС". Так можно договориться и до того, что за семьёй Авраама "был закреплён" иудаизм. Кем "закреплён"? В те времена не было тоталитарных государств с их духовными "скрепами". Попытка какого-нибудь полиса что-то "закрепить" за собой вызывала дружное сопротивление других полисов.

Но всё остальное очень-очень поучительно. Элевсинское святилище со временем приобрело всеэллинское значение, но первоначально это был семейный культ. 

Сама собой напрашивается параллель с крито-минойским ритуальным комплексом в Кноссе. С большой долей уверенности можно предположить, что изначально святилище в Кноссе тоже было частным, семейным. И, надо полагать, что было множество подобных святилищ на Крите, как было множество семейных святилищ в Чатал-Хююке. В основном все они на протяжении многих поколений оставались домашними, родовыми, но некоторые из них вышли за пределы семейных рамок и стали всенародными. 

Я думаю, что  большой ритуальный комплекс в Кноссе можно сравнить с большим грибом в окружении грибов поменьше.

Edward Okuń, 'Matka Muchomor i jej Dzieci', ok. 1900

О структуре поселений ЛЛК.

Agnieszka Czekaj-Zastawny в статье "The Structure of Linear Pottery Culture Settlement in South-Eastern Poland" подводит итог многолетним раскопкам поселений носителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK) на юго-востоке совр. Польши, которые датируются ок. 5500-4900 гг. до н.э.

В конце 1960-х годов в литературе преобладало мнение о том, что длинные дома, типичные для LBK, отсутствовали на польских территориях. Однако теперь мы можем быть уверены, что участки на юго-востоке Польши обладают всеми элементами поселения LBK, включая длинные дома и различные утилитарно-хозяйственные сооружения. Как и везде в Европе, мы находим здесь: 1 – трёхчастные длинные дома, 2 – дома среднего размера с двойными перегородками, 3 - небольшие дома без перегородок. Интерьеры домов можно разделить на три функциональные части. Центральная часть служила для бытовых (хозяйственно-трудовых) целей. Это была самая большая часть дома, и в ней было достаточно места для повседневной деятельности. Северная часть была занята домашними животными или (по мнению некоторых авторов) служила жилым помещением-спальней. Южная часть, иногда с верхним этажом, поддерживаемым двойными или одинарными плотно расположенными столбами, использовалась для хранения зерна и других продуктов питания.

Длинный дом ЛЛК. Реконструкция.

Типичные поселения среднего размера в бассейне верхней Вислы в большинстве случаев были открытыми, обычно располагались на ровной местности на нижней террасе реки или на её краю, с лёгким доступом к воде. Было подсчитано, что типичное поселение в бассейне верхней Вислы, состояло из 3-4 домохозяйств и занимало площадь около четырёх гектаров. Дома чаще всего строились на расстоянии не менее 45-50 м друг от друга. Как правило, на поселение приходился один дом значительной длины, обычно более 30 м. Это всегда была структура из трёх частей.