В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл".
Автор блога Old European Culture в своей записи "Sabi Abyad venus" приводит изображения статуэтки из деревни раннего халафа в Саби-Абьяде, Северная Сирия, которая датируется 7 тысячелетием до нашей эры...
и считает, что она "изображает Мать-Землю, превращающуюся в Мать зерна".
Хм... А как, в таком случае, объяснить верхнепалеолитическую статуэтку женщины с таким же знаком на бедре? (См.: В круге вечного возвращения.) Ведь в эпоху верхнего палеолита, вплоть до "неолитической революции" на Ближнем Востоке, люди не обращали внимание на зерно.
В моём понимании, этот символ означает ветвящееся древо материнского рода. И ещё его можно понимать как знак вечного возвращения, перерождения, реинкарнации. Как дерево даёт новые побеги, новые ветви, так и человеческий род продолжается из поколения в поколение [1]. Ну и, кроме того, символика дерева имеет космологические коннотации ("Мировое древо") и очень мощную морально-этическую смысловую нагрузку (дерево как образ и образец самопожертвования).
Автор блога Old European Culture, в качестве подтверждения истинности своего истолкования, приводит иллюстрацию женщин из Алиабада (иранский Курдистан), стоящих у бункера с зерном, взятую из "Home is where we keep our food: The origins of agriculture and Late Pre-Pottery Neolithic food storage".
Насколько я понимаю, на сосуде сделан охранительный орнамент, - иного смысла в изготовлении трудоёмкой лепнины я не вижу. Но кто же охраняет зерно?
Сделаем небольшой экскурс в историю Ближнего Востока и посмотрим на образ богини Ашеры:
Терракотовое изображение (прорисовка) Богини-матери с сосущими её груди младенцами |
На бёдрах у неё изображены вовсе не колосья пшеницы, а два дерева. Потому что мы видим двух козликов, объедающих листья деревьев. Всем известно, что козлы легко взбираются на деревья в поисках листвы. Но никто ещё не видел, чтобы козлы влезали на колосья пшеницы и держались на них [2].
Вот ещё одна наглядная иллюстрация, где Ашера показана как миндальное дерево.
Изображение Ашеры в виде миндального дерева на амфоре из Кунтиллет-Аджруд |
Но если совсем упростить и схематизировать изображение, она будет выглядеть как на сосуде из иранского Курдистана. Очевидно, это и есть Ашера, изображения которой рубили и сжигали в огне еврейские ревнители единобожия, да, видно, недорубили до конца.
По сообщению Сергея Петрова, "в Угарите Ашера (’aṯrt) была супругой главы пантеона Эла и верховной богиней. Угаритские тексты именуют её «родительницей богов» (qnyt ’ilm) (KTU, 1.4.III.26 и др.) и «матерью богов» (’um ’il [m]) (KTU, 2.31.43). Вся совокупность угаритских богов называется «сынами Ашеры» (bn ’aṯrt), число которых семьдесят (KTU, 1.4.VI.46). Супруг Ашеры Эл именуется «отцом человеков» (’ab ’adm) (KTU, 1.14.I.37 и др.), отсюда можно и для Ашеры предположить эпитет «мать человеков» (’um ’adm). Другим именем Ашеры является Элат (’ilt), буквально «Богиня», женский вариант имени Эла, засвидетельствованный поэтическим параллелизмом: «Ашера и сыны её, Элат и воинство родичей её» (’aṯrt wbnh ’ilt wṣbrt ’aryh) (KTU, 1.6.I.40–41). В угаритском пантеоне она играет роль царицы, принимающей решение о наследовании престола. В земном мире она также отвечает за рождение и вскармливание царских наследников".
И на нижеследующей иллюстрации мы видим Ашеру, вскармливающую двух царских наследников в виде козлов рогатых.
Угаритское изображение Ашеры (XIV в. до н. э.) |
Тут мы видим, как богиня предлагает козлам колосья пшеницы, однако гораздо чаще мы видим её предлагающей свои груди.
Почему бы не назвать её "Матерью молока" вместо "Матери зерна"?
--------------------------------------------------------------------------
[1] Кстати, недавно в записи О связке «колена» и «поколения» говорилось о том, что Еврипид именует колени «порождающими членами» (γόνιμα μέλβα), однако колено при этом взаимозаменяется бедром или "стегном".
[2] Ещё одна иллюстрация к связке «колена» и «поколения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий