25 августа 2023

Знак древа или знак зерна?

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл".

Автор блога Old European Culture в своей записи "Sabi Abyad venus" приводит изображения статуэтки из деревни раннего халафа в Саби-Абьяде, Северная Сирия, которая датируется 7 тысячелетием до нашей эры...



и считает, что она "изображает Мать-Землю, превращающуюся в Мать зерна".

Хм... А как, в таком случае, объяснить верхнепалеолитическую статуэтку женщины с таким же знаком на бедре? (См.: В круге вечного возвращения.) Ведь в эпоху верхнего палеолита, вплоть до "неолитической революции" на Ближнем Востоке, люди не обращали внимание на зерно. 

В моём понимании, этот символ означает ветвящееся древо материнского рода. И ещё его можно понимать как знак вечного возвращения, перерождения, реинкарнации. Как дерево даёт новые побеги, новые ветви, так и человеческий род продолжается из поколения в поколение [1]. Ну и, кроме того, символика дерева имеет космологические коннотации ("Мировое древо") и очень мощную морально-этическую смысловую нагрузку (дерево как образ и образец самопожертвования).

Автор блога Old European Culture, в качестве подтверждения истинности своего истолкования, приводит иллюстрацию женщин из Алиабада (иранский Курдистан), стоящих у бункера с зерном, взятую из "Home is where we keep our food: The origins of agriculture and Late Pre-Pottery Neolithic food storage".


Насколько я понимаю, на сосуде сделан охранительный орнамент, - иного смысла в изготовлении трудоёмкой лепнины я не вижу. Но кто же охраняет зерно? 

Сделаем небольшой экскурс в историю Ближнего Востока и посмотрим на образ богини Ашеры:

Терракотовое изображение (прорисовка) Богини-матери  с сосущими её груди
младенцами

На бёдрах у неё изображены вовсе не колосья пшеницы, а два дерева. Потому что мы видим двух козликов, объедающих листья деревьев. Всем известно, что козлы легко взбираются на деревья в поисках листвы. Но никто ещё не видел, чтобы козлы влезали на колосья пшеницы и держались на них [2].

Вот ещё одна наглядная иллюстрация, где Ашера показана как миндальное дерево.

Изображение Ашеры в виде миндального дерева на амфоре из Кунтиллет-Аджруд

Но если совсем упростить и схематизировать изображение, она будет выглядеть как на сосуде из иранского Курдистана. Очевидно, это и есть Ашера, изображения которой рубили и сжигали в огне еврейские ревнители единобожия, да, видно, недорубили до конца.

По сообщению Сергея Петрова, "в Угарите Ашера (’aṯrt) была супругой главы пантеона Эла и верховной богиней. Угаритские тексты именуют её «родительницей богов» (qnyt ’ilm) (KTU, 1.4.III.26 и др.) и «матерью богов» (’um ’il [m]) (KTU, 2.31.43). Вся совокупность угаритских богов называется «сынами Ашеры» (bn ’aṯrt), число которых семьдесят (KTU, 1.4.VI.46). Супруг Ашеры Эл именуется «отцом человеков» (’ab ’adm) (KTU, 1.14.I.37 и др.), отсюда можно и для Ашеры предположить эпитет «мать человеков» (’um ’adm). Другим именем Ашеры является Элат (’ilt), буквально «Богиня», женский вариант имени Эла, засвидетельствованный поэтическим параллелизмом: «Ашера и сыны её, Элат и воинство родичей её» (’aṯrt wbnh ’ilt wṣbrt ’aryh) (KTU, 1.6.I.40–41). В угаритском пантеоне она играет роль царицы, принимающей решение о наследовании престола. В земном мире она также отвечает за рождение и вскармливание царских наследников".

И на нижеследующей иллюстрации мы видим Ашеру, вскармливающую двух царских наследников в виде козлов рогатых.

Угаритское изображение Ашеры (XIV в. до н. э.)

Тут мы видим, как богиня предлагает козлам колосья пшеницы, однако гораздо чаще мы видим её предлагающей свои груди.


Почему бы не назвать её "Матерью молока" вместо "Матери зерна"?
 

--------------------------------------------------------------------------

[1] Кстати, недавно в записи О связке «колена» и «поколения» говорилось о том, что Еврипид именует колени «порождающими членами» (γόνιμα μέλβα), однако колено при этом взаимозаменяется бедром или "стегном".

[2] Ещё одна иллюстрация к связке «колена» и «поколения».  

Комментариев нет:

Отправить комментарий