03 сентября 2022

«Минориты» — избранники духов.

С этого момента и начинается его "путь героя", хранителя родовых начал, тогда как его старшие братья, наоборот, часто являются их разрушителями. Так, образ младшего сына представляет собой идеал добродетельного человека, - он бескорыстен, доверчив, почтителен к старшим. Во время испытаний, ему помогают духи и животные. Матриархальный родовой строй был связан с представлениями о животных-тотемах - родоначальниках и покровителях первобытных родов. Поэтому в сказках, где сохранились наиболее древние представления, все мифологические персонажи - животные, обладающие волшебными качествами, часто выступают в качестве его помощников" (Источник).

Р. Назиров в статье "Женоподобие шамана и жреца" продолжает:

"Несомненно, сказки о Золушке и других гонимых падчерицах составляют яркую параллель к архаическим сказкам о гонимом младшем сыне.

Для сказок о мачехе и падчерице характерна помощь героине не со стороны тотемного животного или покойного отца (отец в сказке никогда не помогает своей дочери и покорно, хотя и с сокрушённым сердцем выполняет злую волю мачехи), а со стороны духа покойной матери.

Для народов Европы и Азии, у которых огромное значение матриархата в прошлом не подвергается сомнению, более архаическим является мотив покровительства покойной матери. Одновременно она была и духом домашнего очага. «Не случайно, — говорит академик А. П. Окладников, — женские статуэтки в палеолите нередко находятся около очага, а в этнографии дух — хозяин очага — имеет женский облик».

В палеолите сохранение огня было функцией женщины. Поэтому и огонь в эпоху матриархата (а иногда, как видно, и в более позднюю эпоху) мыслился существом женского рода; в Средние века духом огня считалась саламандра. У многих народов-огнепоклонников жрицами вечного огня были только женщины. Но дело не ограничивается культом огня.

Первоначально только женщины выполняли все жреческие и гадательные функции. Пережитки этой всемирной стадии по сей день сохраняются во всём мире. Невозможно перечислить всех ведьм, колдуний, иудейских пророчиц, античный пифий и сивилл, современных гадалок и т. п. У такого патриархального народа, каким были древние евреи, женское шаманство было гораздо старше мужского жречества, и следов этого в Библии немало, например, образ великой пророчицы Деборы. Аэндорская волшебница по просьбе царя Саула вызвала дух пророка Самуила, и тот предсказал царю поражение в предстоящей битве. Как это некромантическое «действо» совершалось на практике, мы видели воочию в японском кинофильме «Расёмон» (режиссер Акиро Куросава), где чревовещательница заклинает дух убитого самурая и, говоря его голосом, повествует историю его гибели. Эти волшебницы служили связующим звеном между миром живых и миром мёртвых, ибо к хранительнице очага благоволят души предков".

"Тысячерукая Гуаньинь"

 


О положении женщины в доисламской Аравии.

Отрывок из книги Роберта Хойланда "Аравия и арабы от бронзы до современности."

 

В то время как происхождение по мужской линии могло бы казаться нормой в доисламской Аравии, нам иногда даются намёки на матрилинейные отношения. В двух южно-аравийских текстах мы находим царя, который назначил нескольких человек во главе двух благородных семей, одной в Сирвахе и одной в Марибе (Фа 3, 76). Списки имён в каждом случае предваряются словами «следующие мужчины и женщины», а за ними следуют «а также их дети и потомки» с местоимением «их» во множественном числе женского рода. Это говорит о том, что дети считались принадлежащими к матери, а не к прародителю мужского пола, но это, очевидно, не было универсальной системой в Южной Аравии, поскольку подобные выражения в других текстах имеют местоимение мужского рода.

Другой текст описывает драку между мужем женщины и главой её клана, в которой первый был убит, а второй ранен (Ja 700). Ссора была вызвана обращением женщины к повелителю её родственников с просьбой помочь в восстановлении опеки на ребёнка после опеки мужа , который у неё был от него, что, возможно, свидетельствует о напряжённости между двумя системами. В хасейской надгробной надписи из Восточной Аравии женщина рассказывает о своём происхождении по женской линии на протяжении трёх поколений: мать, бабушка, прабабушка (ХИТ 16; ср. Ja 1048).

А в Хегре на северо-западе Аравии несколько женщин возвели гробницы, ссылаясь только на своих родственниц женского пола и настаивая на том, что сооружение предназначалось для их дочерей и их иждивенцев:

«...это гробница, которую Wushuh , дочь Баграта, и Кайну и Нашкуйя, ее дочери , Тайманцы, создали для себя, для каждой, и для ‘Amirat и ‘Usra’nat и Al‘alat, их сестёр, дочерей этой Wushuh , и для всех тех, кто находится под их защитой. . . . (H 12)

Эволюция патриархальных структур.

Интересная страна — Меланезия в Океании. "Ядром" Меланезии является Папуасия.

В отличие от, условно говоря, "матриархальной" Полинезии, Меланезия в основном патриархальна. Везде в Меланезии преобладает отцовский род; род с материнским счётом родства и происхождения встречается нечасто и, как правило, в более развитых в социально-экономическом отношении обществах.

У папуасов в общинах всегда доминирует группа мужчин, принадлежащих к одному роду. Как правило, эта группа живёт в особом «мужском» доме, она выступает носителем власти и социального контроля, а также выполняет все общественно значимые религиозно-магические обряды. Женщинам доступ в это сообщество категорически закрыт.

Где-то я читал, что мужики в «мужском» доме с утра до вечера планируют организацию военных походов на соседние общины и, в общем, занимаются всякой "хуитенью". Спрашивается, кто же тогда кормит их? По всей видимости, этих великовозрастных детин, играющих в "солдатики", обеспечивают всем необходимым их матери, сёстры и жёны. Пока муж "протирает штаны" в «мужском» доме, жена выкармливает свиней. При этом, если жена трудолюбивая, хозяйственная, то за 8 - 10 выращенных ею свиней муж может прикупить себе ещё одну жену.

Очевидно, мужские "междусобойчики" имеют тенденцию постепенного превращения в тайные союзы, такие как  Дук-дук и Ингиет — на островах архипелага Бисмарка, Сукве и Тамате — на о-вах Банкс, Маки и Сукве — на Новых Гебридах. Тайные мужские союзы зафиксированы в таких обществах, где институт вождей ещё не оформился и не играл решающей роли в общественном управлении.

Члены тайного общества Дук-Дук в ритуальных масках

А вот на о-вах Фиджи к началу ХIХ в. сложилось королевство Мбау, обладавшее сословно-кастовой структурой и централизованным управлением с «королём» во главе. Там, скорее всего, члены тайного союза превратились в "силовиков" - армию и полицию, поддерживающих "вертикаль власти", чтоб она не упала.

Таким образом, на примере Меланезии хорошо заметна эволюция патриархальных структур — от "междусобойчика" в «мужском» доме, к тайному союзу и государству.