18 марта 2022

"Главный козёл страны".

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 41) приводит слова шумерской молитвы, где Таммуз называется "мужем Иштар-невесты и главным козлом страны".

Это очень интересно. Потому что шумеро-вавилонское искусство насквозь пропитано "козлятиной". Кстати, и эламское - тоже. Вот, например, статуэтка из иранских Суз среднеэламитского периода (ок. 1500-1200 гг. до н.э.):

А вот отрывок из надписи Ур-Нинурты (1859 - 1832 гг. до н.э.), найденной в Ниппуре, которая повествует об установлении бронзового изображения царя, держащего вотивного козла: "... для того, чтобы запущенные ритуалы вновь выглядели величественно, для того, чтобы восстановить Ниппур, как главного козла страны" (Источник).

Видимо, в шумерском языке козёл использовался как метафора царя [1]. И это снова приводит нас к евангельскому образу "Царя Иудейского". Дело в том, что у Христа и Антихриста имеется единый символ козла. Теодор Хаарбек в книге "Библия говорит..." (изд-во "Христианин" СЦЕХБ, 1996, с. 97-101, 126-128) пишет: "Подобно тому, как козёл уносил грехи народа в пустыню, Христос Телом Своим вознёс грехи мира на крест" (Ин. 1:29; 1 Петр. 2:24; Рим. 8:3). Как первосвященник входил во святилище только с кровью жертвенного животного, так и Христос восшёл на небо со Своей собственной Кровью, тем самым открыв нам доступ на небо (Евр. 9:12; 34-26). Как жертвенное животное сжигалось вне стана, так и Христос был распят вне стен Иерусалима".


О ритуальном цареубийстве.

В исторической литературе, там и сям, встречаются упоминания о том, что в древних восточных обществах царей убивали по истечении какого-то определённого срока. Кажется, последней по времени "отрыжкой" этого старинного обычая было ритуальное жертвоприношение хазарских каганов. 

Мне интересен сам "механизм" этих жертвоприношений. Об этом ничего не пишется. Но я попытаюсь разобраться в этом, насколько возможно.

Про хазарских каганов сообщают, что их, перед тем как посадить на трон, душили верёвкой. Когда каган уже терял сознание от удушья, у него спрашивали, сколько лет он будет сидеть на троне, и он что-то там хрипел, называл какую-то цифру. По истечении этой цифры его убивали.

Тут сразу надо сказать, что у средневековых хазар существовало т. наз. "разделение властей": каган был сакральной фигурой, а бек был публичной фигурой. Примерно как в шахматах: король и ферзь. Как ферзь намного сильнее короля, так и бек был сильнее кагана. Вполне возможно, что именно люди бека "утилизировали" кагана.

Может быть, примерно такое же "разделение властей" имело место быть и в древних ближневосточных обществах? 

Д. Фрэзер просто говорит, что "в семитском культе царь города часто играл роль умирающего бога и переносил смерть от рук своего народа". Сказать-то можно всё что угодно, но как он себе это представляет? Допустим, вломились во дворец какие-то люди, схватили царя и сделали ему "секир-башку". А где же армия, царская дружина, личная охрана?

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 33) приводит отрывок из одной литургии культа Таммуза в Исине, столице одной из шумерских
династий, и в этой литургии названы, по крайней мере, пять царей, о которых говорится
как о спящих:

"Повелитель Идин-Даган спит,
И сады сами прекращают (свой рост).
Город (рыдает) по Ишме-Дагану, который покоится,
И сады сами удержвают (свои плоды).
Город (плачет) по Либит-Иштар, который спит.
Город (плачет) по Ур-Нинибу, который спит.

Город плачет по Бур-Сину, который спит.
Сильный юноша в земле плача".