04 октября 2023

"Народы моря": "варяги" или "ордынцы"?

Карта из книги Л. С. Клейна "Время кентавров. Степная прародина греков и ариев". — СПб, Евразия, 2010:

Миграции раннего времени культуры полей погребальных урн Подунавья, исходные для «народов моря». Границы этих культур в XIII в. до н. э. по 8. Киммигу

Возможно, культура полей погребальных урн была предковой для т. наз. "народов моря". Кстати, я ранее отмечал сходство погребального обряда культуры полей погребальных урн и культуры Вилланова.

Л. С. Клейн говорит, что ок. 1220 г. до н. э. египетский фараон Мернептах отразил нашествие "народов моря", союзниками которых выступили ливийцы. Царь ливийцев Мерюрю взял с собой в поход всю семью, сокровищницу и животных — это был не грабительский набег, это было нашествие, миграция.

В союзе с ливийцами и мешýэш на фараона напали «северяне, пришедшие из всех стран». Кроме известных уже шардана и лукка в состав коалиции вошли ькýш ('îkwš или 'ekwš), трш и шкрш. Первое слово (читается для удобства как экýэш) отождествляется с гомеровским акхайуос, акхайуой — это ахейцы. Второе (читают для удобства: тереш) расшифровывают как Таруйша, Троас — это Троя, троянцы. Под третьим (читается: шекелеш) понимается народ, известный позже грекам как сикулы, население Сицилии (судя по району операций, они уже и тогда, вероятно, владели этим островом, так же как шардана — Сардинией).

В 1186 г. до н. э. на Египет хлынула волна с другой стороны. На этот раз враги надвигались сушей с северо-востока. Они шли из Малой Азии по дуге через Сирию и разбили лагерь в Амор (Амурру, стране амореев, т. е. в Северной Палестине). На рельефах видны их запряженные быками повозки с массивными сплошными колёсами и высокими кузовами. На повозках — женщины и дети. Таким образом, это тоже переселение.

Эти сведения противоречат моим представлениям о "народах моря" как своего рода "варягах" бронзового века. Так что, кажется, я был неправ.

Хотя у того же Льва Клейна имеется и довод "за":

"Шардана служили наёмниками в египетском войске (изображаются в рогатых шлемах), а среди союзников хеттского царя оказались лукка и некие дрднй — в этих легко узнать гомеровских дарданцев, одно из троянских племён или соседей Трои (в Трое были Дарданские ворота)".

Где-то я читал о том, что первая волна арийского вторжения в Старую Европу была исключительно мужской, а последующие волны были смешанными, там вместе с мужчинами тащились и женщины (именно поэтому индоевропейские языки вытеснили "староевропейские" языки земледельческого населения). Может быть, и с "народами моря" дело обстояло похожим образом?

Когда цари были как мальчишки.

Сохранились смутные упоминания о священном браке в древнем Вавилоне, одним из элементов которого являлось ритуальное очищение ("катарсис") действующего царя. На время покаяния царя место правителя страны занимал подставной (подменный) царь (лат. interrex). Шумерские тексты о таком человеке ничего не рассказывают, а старовавилонские и новоассирийские дают буквально несколько кратких упоминаний. Можно предположить, что подставной царь был необходим в тот момент, когда настоящий царь временно сводился со своего престола для суда над ним; "подменный" должен был занимать его место по принципу "свято место пусто не бывает". В это время царь входил в храм - зиккурат и складывал перед идолом бога Мардука все знаки своей власти. Затем он отдавл богу отчёт о делах прошедшего года и каялся в своих грехах. При этом верховный жрец больно ударял его по лицу, напоминая ему о необходимости соблюдать все религиозные традиции. После этого очистившийся от грехов царь получал право вновь надеть знаки божественной власти. Именно на этот покаянный день - интеркалярий, находящийся как бы вне календарного года, - царь соглашался передавать всю власть своему заместителю - безбородому, кривому на один глаз мужчине, или interrex'у, который умирал на закате этого дня, искупая своей смертью грехи царя за прошедший год, а кровь его использовалась в церемонии окропления царя.

Интересно, что нечто подобное наблюдалось Тэрнером у народа ндембу в Замбии (Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука. 1983. С. 171-172). 

Е. Н. Панов описывает ритуал посвящения в вожди, первый этап которого, по описаниям Тэрнера, представляет собой процедуру чрезвычайно унизительную для будущего владыки.

"Всё начинается сооружением небольшого укрытия из листьев в получасе ходьбы от столичной деревни. Новоизбранный вождь в одной лишь поношенной набедренной повязке и его ритуальная жена (старшая в его семье жена или одна из рабынь) занимают здесь место сразу же после захода солнца. Их препровождают туда так, как будто они не в состоянии передвигаться самостоятельно. Здесь им предстоит провести несколько дней, воздерживаясь от половых сношений. Время от времени чету обмывают лекарствами, смешанными с водой, заставляя во время этих процедур сидеть на корточках в позе абсолютной покорности.