31 июля 2025

"Язык есть полная противоположность насилию".

Конгениальные мысли высказывает Chris Knight в своей монографии "Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture". 

Chris Knight

Мне очень нравится его теория, согласно которой человеческие язык, религия и культура развились не столько в результате естественного эволюционного процесса, сколько в результате революционных социальных изменений. Я, конечно, "революцию", в горниле которой был "выплавлен" человек, понимаю и трактую по-своему. Я считаю, что человеческий язык появился внезапно ок. 45 000 лет назад, и вместе с языком появился собственно человек. По сути, моя концепция близка библейской истории о том, как Бог вдунул в человека благодать Духа Святого, и стал он душою живою. Парадоксально, но о том же (хоть и другими словами) говорит Крис Найт, который позиционирует себя сторонником исторического материализма Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

"Условием бессмертия мемов является, по крайней мере, относительное отсутствие политических конфликтов. Если два примата сражаются, то на протяжении боевых действий будет мало «встреч умов», и, следовательно, обмен мемами будет крайне редким, если вообще будет. Напротив, два близких союзника – возможно, в коалиции, направленной против третьего – вероятно, будут обмениваться мемами как само собой разумеющееся дело. Когда коалиция велика, вероятность выживания мема внутри неё соответственно увеличивается. Это очевидный момент, но его слишком часто упускают из виду. Он имеет отношение к вопросу о происхождении языка – «самого замечательного и характерного из всех человеческих творений» (Renfrew).

Короче говоря, креативность, лежащая в основе языка, «возникает из социальности и социальной матрицы, в которой человек живёт» (Carrithers). Или, как показали, среди прочих, философы-лингвисты Беннетт и Грайс, человеческая речь возможна только на логически предшествующем фоне социального взаимодействия и социальности. Язык — это «продукт коллективного разума языковых групп» (De Saussure). Он «существует только благодаря своего рода договору, подписанному членами сообщества» (De Saussure), и не существует вне этого договора.

Лепота.

 

石膏男- 高清图片,堆糖,美图壁纸兴趣社区

George Van Vaerenbergh (1873-1927) - Resin bust - Young woman with flowers in her hair.

Pinterest Идеи на тему «Портрет скульптура»

Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз (Albert-Ernest Carrier-Belleuse; 1824-1887) — французский скульптор. Бюст молодой девушки, терракота

Виктор Леопольд Руссо (фр. Victor Léopold Rousseau; 1865-1954) — бельгийский скульптор. Бюст женщины (Buste de femme), белый мрамор

Ричард Аурили (1834 - 1914) - итальянский скульптор, тосканского происхождения.

О роли договора в "человеческой революции" ок. 45 000 лет назад.

Некоторые антропологи [1] сегодня говорят о "человеческой революции" ('The Human Revolution'), которая произошла около 45 000 лет назад. "Я также думаю, - говорит Chris Knight, - что это возникло не постепенно, а в результате массового социального, сексуального и политического взрыва – «творческого взрыва». Всё отличительно человеческое в нашей природе — прежде всего, наши способности к языку, самосознанию, символически регулируемому сотрудничеству и творческому труду — является именно продуктами той грандиозной социальной, сексуальной и политической революции, в муках которой мы родились.

Появление человечества, с этой точки зрения, открыло дверь «новому захвату» мемами – по сути, захвату власти новыми репликаторами, положив конец или, по крайней мере, превзойдя тиранию старых, слепых генетических репликаторов. Это было скорее похоже на зарождение жизни заново, но на новом, более высоком уровне.

Ричард Докинз в своём бестселлере «Эгоистичный ген» (1976) подчёркивает два таких очень редких или «ненормальных» события – два события, в ходе которых, по-видимому, в известной нам Вселенной появилось нечто совершенно новое. Одно из них – зарождение жизни. Другое – зарождение культуры. С возникновением культуры, по мнению Докинза, началась новая форма эволюции, основанная на бессмертии не гена, а «мема». Успешный «мем», по мнению Докинза, — это часть культурной традиции — скажем, мелодия, идея или крылатая фраза, — которая сохраняется в памяти последующих поколений людей и способна к эволюции с очень высокой скоростью. Подобно тому, как гены размножаются в генофонде, перемещаясь от клетки к клетке, так и мемы, согласно этой точке зрения, размножаются в мемофонде, передаваясь от мозга к мозгу через процесс, который в широком смысле можно назвать «обучением» или «имитацией». История или культурные изменения, с этой точки зрения, — это, по сути, эволюция мемов.