08 августа 2025

Блондинки предпочитают джентльменов?

Нэнси Таннер из Калифорнийского университета в Санта-Круз в своей монографии «Собирательство самок: пересмотр модели шимпанзе и гипотезы собирательства» предложила феминистскую точку зрения на происхождение человека.

«Именно у матерей были причины собирать растительную пищу, переносить и делиться ею; в то время как самцы, вероятно, всё ещё были собирателями, поедающими доступную пищу на ходу, по мере продвижения» (стр. 141). Однако со временем самцы обнаружили, что им с большей вероятностью будут оказывать сексуальные услуги, если они научатся путешествовать с самками и делиться с ними едой. Самки, как правило, выбирали в качестве сексуальных партнёров не агрессивных, доминирующих самцов, а более дружелюбных, склонных к сотрудничеству, которые были бы относительно лёгкого телосложения и с постепенно уменьшающимися клыками. Как пишет Таннер: «Возможно, самки ранних гоминидов предпочитали самцов, которые использовали рот для поцелуя, а не тех, кто скалил острые зубы».

В своём обзоре теорий происхождения Грэм Ричардс кратко перефразирует аргумент Нэнси Таннер: для Таннер самцы – полезные случайные гости в матрифокальной группе; вступая в этот "одомашненный" (domestic) мир, они должны быть полезными и вести себя хорошо, поскольку самки применяют высокие этические стандарты при оценке их и выбирают соответствующее партнёрство.

Появление «домашней базы» совпадает с появлением человека.

Такой вывод можно сделать из наблюдений Криса Найта, изложенных в его монографии Blood Relations: Menstruation and the Origins of Culture (Yale University Press, 1995).

Для всех моделей происхождения человека концепция «домашней базы» всегда была и остаётся центральной. Как сказал ДеВор (DeVore) несколько десятилетий назад, ни одна обезьяна или человекообразная обезьяна не имеет такой базы; когда стая бабуинов покидает своё место сна утром, все члены стаи должны двигаться вместе. Нет гарантии, что стая вернётся на то же место сна вечером, и каждая особь, даже больная или раненая, должна идти в ногу с другими, иначе рискует навсегда отделиться от стаи.

Распространённая модель приматов: места для сна расположены на определённых интервалах вдоль маршрута поиска пищи. Треугольники = места для сна, кружки = точки вдоль тропы, где добывается пища.  

Для всех охотников и собирателей база является центральным фокусом деятельности. Её точное местоположение, обычно выбираемое в основном женщинами, это известная, заранее определённая точка на ландшафте, куда все члены данной группы, как бы далеко они ни были разбросаны, могут постоянно возвращаться и где они могут встречаться. Это место, куда привозят провизию, где готовят и потребляют пищу. Это основная пространственная арена социальной активности: обмен историями и информацией, перераспределение пищи, выращивание и защита детей, а также взаимный обмен. Разделение труда по половому признаку является неотъемлемой частью концепции базы.

"Логистическая" модеть охотников-собирателей. Сон, хранение инструментов, приготовление пищи, уход за детьми, обмен информацией и все виды деятельности, за исключением непосредственно добычи продовольствия, могут быть сосредоточены в одном полустационарном базовом лагере.