Культ священной сикоморы был чрезвычайно
распространён в Древнем Египте. Одна великая сикомора росла в Мемфисе, где
Хатхор почиталась как «владычица южной сикоморы». Гигантская многовековая сикомора сохранилась и
на территории древнего храма богини Нейт в Саисе (совр. Са эль-Хагар); в
Гизе вплоть до 1950-х существовала роща сикомор, растущая вокруг очень
глубокого и древнего колодца в центре. Известны священные
сикоморы богини и в других храмах Египта, одна из них,
как стало недавно известно, росла даже в центральном вади фиванской
Долины царей.
Любопытно, что до сих пор гигантская сикомора
растёт на территории храма Ра в Иуну. Сегодня это пригород Каира
эль-Матарийя, где огромное дерево – Шагарат Мариам - растёт на
территории коптского монастыря, поскольку ассоциируется с путешествием
девы Марии по Египту. Рядом с живой сикоморой лежат стволы более древних
деревьев, от которых, когда их срок жизни подходил к концу, отсаживали
новую святыню. Монахи, хранящие сикомору, в случае душевного
расположения дарят гостям засохшие плоды дерева, именуя их по-арабски
«барака» - т.е. благодать. Несмотря на новые религиозные ассоциации,
прекрасно понятно, что речь идёт всего лишь о новой форме древнего
культа, в которой сикомора всё равно была посвящена женскому
божественному принципу.
По преданию, ипостась
богинь Хатхор или Нут обитает внутри ствола дерева. Благая и
милосердная, она встречает на пути в мир иной души умерших, предлагая
им, согласно виньеткам из «Книги мёртвых», жертвенные дары, воду или
вино для подкрепления. Изначально ассоциировавшаяся с матерью и супругой
царя, Хатхор позже стала покровительствовать, таким образом, всем
умершим, вне зависимости от их прижизненного статуса. Сикомора, видимо,
ассоциировалась с богиней-защитницей не только из-за млечного сока, но и
потому, что её листья широко использовались в древневосточной медицине,
а плоды использовались для приготовления средств, способных вызвать
интоксикацию, которая, как и опьянение, издревле ассоциировались с
Хатхор. Поедание плодов дерева и употребление производных напитков
ассоциировалось с поглощением плоти и крови самой богини; дарование
богиней, явившейся из древесного ствола, хлеба, вина и воды душам
умерших также было предтечей того, что в более поздних религиозных
формах стало ассоциироваться с поеданием плоти бога через
пресуществление даров.