17 января 2023

«Белые бабушки».

Председатель Союза женщин Башкортостана Рашида Султанова говорит, что «в стране катастрофически не хватает мужчин».

- Мужчин просто нет, - сетует она. - До 30 лет, согласно статистике, число мужчин и женщин одинаковое. После 30 число мужчин начинает уменьшаться, а после 75 разница становится огромной. У нас сегодня в башкирских деревнях появились «белые бабушки» (ак инэй) - пожилые женщины, к которым идут за советом. А раньше эту роль исполняли аксакалы. Но где теперь ак бабаи? Их нет, не осталось больше (Источник).

В РуНете пишут, что "во многих башкирских селеньях появились женские клубы под названием «Ак инейзэр», что в переводе означает "Белые женщины", то есть светлые, чистые помыслами. Не зря название клуба «Ак инейзэр» связано с белым цветом, так как женщины эти несут в народ добрые дела и чистый свет, делятся богатым жизненным опытом, воспитывают подрастающее поколение" (Источник).

"Есть такой клуб и в Белянке, называется он «Ак инейзер коро Мирас» (на фото). Клуб посещают восемь уважаемых и умудрённых опытом женщин, которые глубоко религиозны и к которым прислушиваются сельчане".


Женский шаманизм в Китае

В китайской литературе достаточно непросто найти достойные упоминания о женщинах, однако колдуньи У стоят особняком в чреде великих китайских мужчин.

Китайский термин У или Ву (кит. 巫) обозначает шамана, практикующего китайский шаманизм или по-другому "вуизм", который дал основу современному даосизму. Изначально это слово обозначало мужчину или женщину, занимающихся колдовством. Однако уже к 4-3 векам до н.э. под У начинают понимать именно женщин-колдуний, а мужчинам дают другое название.

Первый китайский словарь иероглифов Шуовэнь Цзецзы (121 г. до н.э.) описывает У как женщин, которые занимались жертвоприношением, священнослужительниц, призывательниц духов, мастериц молитв. У считались женщинами, которые могут служить Невидимому, а также своими танцами отгонять злых духов, призывать дождь, восстанавливать равновесие между двумя мирами.

Была раскрыта связь слова «шаманка» с такими словами как «мать», «танец», «плодородие», «яйцо» и «вместилище», а значит эта профессия имела прямое отношение к древнему культу плодородия в Китае.

Сохранились и настоящие топонимы: знаменитая гора Ву, жилище Божественной женщины, и знаменитое ущелье Ву на реке Янцзы.

Истинное происхождение шаманок Ву неясно до сих пор. Есть теория, что начало им положили женщины, которых в неолитическом периоде Китая сжигали, принося в жертву, для того, чтобы вызвать дождь. Иногда смерть на костре заменяли выставлением на солнце на несколько дней. Всё это время женщину заставляли молиться о дожде. Так она изображала из себя Богиню Засухи.

В более поздний период У перестали приносить в жертву, и они стали отвечать за общение с природой и, в первую очередь, с водой. Они исполняли магические танцы, чтобы предотвратить наводнение или, наоборот, вызвать дождь. Правда процедура была долгой, поэтому периодически, местные правители во время наступления засухи, чтобы не тратиться на церемонию с танцем, просто приказывали сжечь местную колдунью, как раньше.


В древний период, когда болезни лечили с помощью заклинаний и изгнаний духов, шаманки У выполняли также роль и знахарок. Однако с развитием медицины их статус был утрачен.

Священная сикомора.

Культ священной сикоморы был чрезвычайно распространён в Древнем Египте. Одна великая сикомора росла в Мемфисе, где Хатхор почиталась как «владычица южной сикоморы». Гигантская многовековая сикомора сохранилась и на территории древнего храма богини Нейт в Саисе (совр. Са эль-Хагар); в Гизе вплоть до 1950-х существовала роща сикомор, растущая вокруг очень глубокого и древнего колодца в центре. Известны священные сикоморы богини и в других храмах Египта, одна из них, как стало недавно известно, росла даже в центральном вади фиванской Долины царей.

Любопытно, что до сих пор гигантская сикомора растёт на территории храма Ра в Иуну. Сегодня это пригород Каира эль-Матарийя, где огромное дерево – Шагарат Мариам - растёт на территории коптского монастыря, поскольку ассоциируется с путешествием девы Марии по Египту. Рядом с живой сикоморой лежат стволы более древних деревьев, от которых, когда их срок жизни подходил к концу, отсаживали новую святыню. Монахи, хранящие сикомору, в случае душевного расположения дарят гостям засохшие плоды дерева, именуя их по-арабски «барака» - т.е. благодать. Несмотря на новые религиозные ассоциации, прекрасно понятно, что речь идёт всего лишь о новой форме древнего культа, в которой сикомора всё равно была посвящена женскому божественному принципу.

По преданию, ипостась богинь Хатхор или Нут обитает внутри ствола дерева. Благая и милосердная, она встречает на пути в мир иной души умерших, предлагая им, согласно виньеткам из «Книги мёртвых», жертвенные дары, воду или вино для подкрепления. Изначально ассоциировавшаяся с матерью и супругой царя, Хатхор позже стала покровительствовать, таким образом, всем умершим, вне зависимости от их прижизненного статуса. Сикомора, видимо, ассоциировалась с богиней-защитницей не только из-за млечного сока, но и потому, что её листья широко использовались в древневосточной медицине, а плоды использовались для приготовления средств, способных вызвать интоксикацию, которая, как и опьянение, издревле ассоциировались с Хатхор. Поедание плодов дерева и употребление производных напитков ассоциировалось с поглощением плоти и крови самой богини; дарование богиней, явившейся из древесного ствола, хлеба, вина и воды душам умерших также было предтечей того, что в более поздних религиозных формах стало ассоциироваться с поеданием плоти бога через пресуществление даров.