19 августа 2022

Интересное про змей.

Африканист В. А. Корочанцев сообщает:

"Кобра, или очковая змея, встречается в саванне, в лесу и даже… в городах. Общительное существо предпочитает селиться поблизости от теплых человеческих жилищ. Обладая отчаянным правом, она в поисках пищи пробирается даже в дом, где старательнее кошки охотится за грызунами. Грызуны же в Африке - не только похитители домашних припасов, по и разносчики самых страшных болезней, вплоть до чумы. Так что несколько украденных кур или яиц - мизерная плата за ту пользу, которую страшная кобра добровольно приносит человеку. Кобры живут на земле, деревьях и в воде. Укус кобры опасен, но редок, так как она боится человека и молниеносно уползает при его приближении.

Аббат Жан-Поль Байеми рассказал мне однажды:
-  У нас, в сёлах вблизи Яунде, есть такой обычай. Женщины плетут из веток рафии люльки для детей. Отправляясь на полевые работы, они оставляют детей в этих корзинках на земле. Иной раз, пока мать отсутствует, в люльку забирается змея и обвивается вокруг ребёнка. Ребёнок таким образом «пригревает» около себя змею. Когда мать возвращается и видит змею, она, естественно, издаёт крик ужаса, а змея, не обидев ребёнка, выскальзывает из люльки и исчезает в кустах. Я ещё не знаю такого случая, чтобы змея укусила грудного ребёнка в его люльке.

Французский герпетолог Ив Виаль выловил за свою жизнь не одну сотню африканских змей. Он как никто изучил мир этих удивительных пресмыкающихся. Виаль признаёт жестокость змеиных инстинктов, но больше верит в благонамеренность змей. Вот его слова:
-  Когда знаешь их повадки, змеи не производят столь пугающего впечатления. Соблюдая некоторые правила предосторожности, человек почти ничем не рискует.

Филипп Бабио ежедневно убирал корпункт ТАСС в Яунде. Кроме того, он был моим советником-экскурсоводом по флоре и фауне Камеруна.
-  Филипп, - спросил я его, - почему вы одновременно боитесь и почитаете змей?
-  Мы их не боимся, - возразил он, а затем, помолчав, добавил: - Один очень старый человек сказал однажды людям: «Не трогайте змей, и они вас не тронут. Змеи не злые. Укус змеи случаен, и в нём больше виноват человек, чем змея».

Змеиный яд как "живая" и "мёртвая" вода.

Африканист В. А. Корочанцев рассказывает:

"Из 2500 видов змей, живущих на пашей планете, только 300 представляют реальную опасность. Укусы почти всех змей из этих 300 не смертельны. Своевременная помощь может легко устранить последствия прикосновения змеиного «жала». Бывают и курьёзы: в Бамако одного болгарского товарища, страдавшего от ревматизма, ужалила змея. Благодаря этому он полностью излечился".

Наверно, это не единственный такой случай в истории. Люди и раньше наблюдали нечто подобное. Змеиный яд смертельно опасен, но иногда он исцеляет от болезней. И, конечно, это выглядело как чудо: то, от чего один человек умирает, другой получает исцеление и живёт. Немного перефразируя древнеримскую поговорку "in vino veritas" («истина — в вине»), можно было бы сказать, что "истина — в змеином яде". Яд проявлет истинную натуру человека так же, как и вино. Доброму человеку он во влаго, а злому — на погибель.  Интересно, существовали ли змеиные ордалии? Напомню, что орда́лии — в широком смысле это то же, что и «Божий суд». В основе «Божьего суда» лежит религиозное представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Божества. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Можно себе представить, как лжеца кусает змея и он умирает, а праведник при этом торжествует. Ведь сила духа - вещь немаловажная. Когда мы смотрим игру в футбол, мы всякий раз ликуем при победе духа, ибо по всем параметрам обе команды находятся в совершенно одинаковых условиях, - у них равное количество физических сил и молодого "мяса", - и можно победить только если к этому "мясу" добавить "плюсом" силу духа.  

Очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

На улице дождь льёт как из ведра. Вообще, это лето выдалось дождливым. Трава в саду и огороде "прёт" как на дрожжах. Грибы шампиньоны в саду выросли, я целое ведро набрал.

Пока появился вынужденный перерыв в ремонте кухни, напишу-ка я очередной промежуточный итог моих matriarchal studies.

Как я вижу теперь, матриархат имеет 4 аспекта. У марксизма - три составных части, а у матриархата - четыре.

1. Матриархат "коренится" в центральном положении матери в семье. Даже в самых кондово-патриархальных обществах часто бывает так, что с появлением в семье детей мать начинает верховодить. Она требует от отца не для себя, а для детей, и отец превращается в "исполнительный механизм".

Центральное положение женщины как бы само собой складывается из-за того, что она является домохозяйкой. Она - неподвижное "солнце", вокруг которого вертится по орбите благоверный супруг. Она готовит пищу и раздаёт её: "этому дала, этому дала...". Следовательно, с нею связаны представления о справедливости, о справедливом распределении пищи и всего остального.

Очевидно, её центральное положение связано ещё и с тем, что мать + её дети + их бабка составляют тот самый "междусобойчик", который фундирует понятие рода. Отсюда происходит матрилинейное наследование. По сути, именно материнское чрево определяет родство. 

Здесь можно привести притчу Иисуса о семени: "вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13:1-8). Так вот, "сеятель" - это мужчина, а "добрая земля" - это женщина. Без "доброй земли", сколько бы мужчина ни изливал своё семя, никакого плода у него не получится. Ну и, соответственно, всякое растение коренится в "доброй земле". Отсюда происходит генеалогия. Слово происходит от др.-греч. γενεαλογία «генеалогия», далее из γένος «род, происхождение», далее из праиндоевр. *gene- «рождать, рождаться». "Генеалогия" и "жена" - слова однокоренные"; ср. др.-прусск. genno зв. п. «женщина!»