09 февраля 2022

Амазонка со щитом в виде полумесяца.

Аттический лекиф на белом фоне, изображающий амазонку со щитом в виде полумесяца и топором такой же формы. 5 в. до н.э. Из Эретрии, Эвбея, Греция. Венский музей.

Любопытный щит у амазонки. Он напоминает беотийский восьмёркообразный щит, но в редуцированной, усечённой форме. По сути, амазонка держит левой рукой половинку ботийского щита. 

На античной керамике VI–IV вв. до н.э. т.н. беотийский восьмёркообразный щит изображается в руках сражающейся Афины. Амазонок на вазах изображают с такими щитами на протяжении всего периода от VI до IV вв. до н.э. 


О. Ю. Артёмова о положении женщин у австралийских аборигенов.

О. Ю. Артёмова называет женщин австралийских аборигенов созидательницами общественного мнения. "Женщины проявляют живейший интерес ко всему, что проиходит в общине; на практике именно они часто формируют общественное мнение. Они активно обсуждают все события и распространяют сведения о поступках и высказываниях окружающих [1]. Как пишут Берндты, сплентни — неотъемлемая часть общественной жизни аборигенов, они выполняют важную  функцию: содействуют тому, чтобы люди, не желая заслужить порицание товарищей, следовали общепринятым стандартам поведения".

По-моему, мы здесь видим самые корни того, из чего позднее, в более развитых обществах, вырастает эпос. Ведь скандинавские саги выполняли, в своё время, ту же функцию: сказители прославляли героев и порицали негодяев, причём весть о добрых делах и мерзких поступках передавалась из уст в уста на протяжении многих поколений, так что, если, к примеру, какой-нибудь Торир Лопоухий где-то "лопухнулся", то сказ о том, как Торир облажался, слушали и дети его, и внуки, и правнуки, а другие, посмеиваясь нах лопоухим Ториром, стремились к тому, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации.

Может быть, отчасти и Традиция коренится в бабьих сплетнях? Откуда это пошло, что жить согласно Традиции — хорошо, а жить без Традиции — плохо? 

"Хотя женщины не допускаются к принятию решений, связанных с внутриобщинными делами, с проблемами межобщинных отношений, они, громко высказывая свои мнения на общих стоянках, могут во многом влиять на решения мужчин". 

А это сильно напоминает мне общины американских индейцев-ирокезов. У них существовало разделение ролей. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племён и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей.

Вообще, у австралийских аборигенов матриархат находится как бы "под спудом"; например, женщины у них добывают львиную долю пищи, и, в принципе, остаётся совсем немного для того, чтобы их мужчины пошли по пути африканских химба, возложив на женские плечи все заботы о хлебе насущном и играя в домино с утра до вечера. Тут уже явный матриархат.

"В среде женщин, как и мужчин, одни пользуются большим авторитетом, чем другие. Обычно в женской половине общины имеются свои лидеры — женщины, влиянию которых во многом подчиняются все остальные.

Некоторых женщин благодаря их выдающимся качествам старшие мужчины допускают на свои советы, где решаются важные вопросы, касающиеся жизни общины. Так, хауит упоминает двух женщин, участвовавших в советах старших мужчин и являвшихся наряду с этими мужчинами хранительницами преданий и блюстительницами древних обычаев. Элькин слышал даже от аборигенов рассказы о женщинах — главах общин. 

Известны случаи, когда отдельным женщинам разрешалось участвовать в священных обрядах мужчин. Обычно это старые женщины; как говорили аборигены Уорнеру, это женщины, которые уже не похожи на женщин, а похожи на старых мужчин — с "белыми (седыми) головами и белыми волосами на щеках и подбородке". Но одной лишь старости недостаточно, нужны волевые качества, ум и энергия. Вот как Ф. Робертс говорит о женщине, долгое время входившей в число распорядителей обрядов кунапипи у алава: "Статус её остался непревзойдённым. Это была героиня племени". 

Кажется, матриархальный или патриархальный образ жизни того или иного племени во многом зависит от того, узурпируют ли мужчины сферу сакрального или к священному допускаются мужчины и женщины в равной степени. Очевидно, там, где мужчины не препятствуют женщинам в религии, вся эта область со временем оказывается в руках у женщин. Ну, а далее уже начинается "священный матриархат".

 

------------------------------------------------------------------------------

[1] В этом смысле, все нынешние блогеры — "бабы" по натуре.

Сибирские "споры" Homo sapiens.

В 2008 году Николай Перестов, собирая образцы плейстоценовой фауны у реки Иртыш, случайно обнаружил бедренную кость анатомически современного человека, залегавшую в слое мамонтовой фауны.

Берег Иртыша в районе сёл Паново и Усть-Ишим (Усть-Ишимский р-н, Омская обл.).

Бедренная кость Homo sapiens возрастом 45 тыс. лет из района с. Усть-Ишим

Радиоуглеродное датирование показало возраст около 45 000 лет, позднейшие независимые проверки подтвердили полученный результат. С применением корректировки получаем, что возраст кости находится в диапазоне от 43 210 до 46 880 лет.

Очень интересно, что примерно этим же временем датируется древнейшее изображение дикого кабана, точнее говоря, бородавочника (warty pig), в пещере на острове Сулавеси, в Индонезии. Об этом говорилось в записи О свинье, "влипшей" в историю. Этот рисунок считается древнейшим из надёжно датированных произведений изобразительного (фигуративного) искусства. Интересно, что в Африке, из которой, как предполагается, "вышел" человек современного антропологического типа, не обнаружено никаких следов фигуративного искусства. Есть лишь какие-то царапины, которые датируются временем 77 000 лет назад и которые называются "абстрактным искусством". Я отношусь весьма скептически к этому "искусству".