02 июля 2025

Эгалитарная погребальная культура в Старой Европе.

Как и в Чатал-Хююке, людей в Юго-Восточной Европе также хоронили под полами домов в 7-м тысячелетии до н. э. Недавнее исследование на Балканах показывает, что половина этих захоронений - дети разного возраста, другая половина - в основном женщины и только несколько мужчин [1]. Таким образом, женщины и дети занимали особое положение в домах, в то время как мужчины хоронились вне домов, во дворах, и, около 5000 г. до н. э., на обычных могильниках [2]. Это ясно указывает на матрилинейное правило, согласно которому женщины и дети принадлежат одному роду, и цель состояла в том, чтобы умершие дети как можно скорее возродились женщинами из того же клана. Символика дома также поддерживает эту идею: дом считался подобным женской утробе, потому что сообщество жило, питалось и умирало там, и там же возрождалось. То же самое относится к захоронениям под священным очагом или в печах, которые сами по себе имели форму матки. 

Расположение печи в доме с двумя комнатами; Бутмир, Босния, начало 5-го тыс. до н. э.

Также были найдены сосуды в форме матки, в которых хоронили младенцев, а с более поздних времён неолита известны урны с женскими чертами, грудью и вульвой.

Даже в центральноевропейских неолитических культурах отсутствуют выдающиеся мужские предки, так как здесь есть ямы, часто выстроенные в длинную канаву, с женщинами и мужчинами, похороненными без каких-либо указаний на иерархию, поскольку они были членами одного клана. То же самое относится к западным и южноевропейским групповым захоронениям в
мегалитических гробницах, которые обычно представляли собой клановые погребальные дома, только для одного клана, или камерные могилы и секционные могилы для нескольких кланов. Мегалитические гробницы использовались очень долго, поэтому для новых захоронений скелеты просто отодвигали в сторону, а умершего или его кости добавляли. Поэтому мегалитические могилы могли вмещать много умерших, например, во Франции и Испании они содержали несколько сотен скелетов, а в гипогее Мальты было похоронено до 7000 умерших людей. Эти похороны выражают общинные и эгалитарные характеристики обществ.

Доказательства матрилинейности в культуре ЛЛК.

Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что длинные дома культуры LBK, как клановые дома, всегда принадлежали всем членам клана и не могли передаваться от одного человека к другому; не было такого понятия, как индивидуальное наследование. О патриархате культуры LBK можно говорить лишь в том случае, если бы длинный дом был индивидуальной частной собственностью и мог быть унаследован одним человеком, то есть сыном от отца. Да и наследовать, по сути, было нечего, так как дома перестраивались заново каждые 15 - 20 лет.

Ещё одно соображение исходит из искусства гончарного дела. Единообразие стиля сохранялось в течение очень длительного периода, который в ранненеолитических поселениях LBK составлял от нескольких сотен до тысячи лет — невероятная преемственность. Поскольку было доказано, что женщины были создателями керамики, постоянный стиль и его долговечность указывают на женскую родословную, в которой это искусство передавалось без какого-либо разрыва от матери к дочери (матрилинейность). Причина в том, что родные по крови женщины оставались вместе в одном клановом доме и не были разделены браками, потому что только таким образом можно было сохранить эти долговременные формы керамики и художественные стили (матрилокальность). Более того, керамика передавала определённую символику, так что женщины также передавали духовную культуру, тем самым поддерживая линии традиции.

Другие доказательства матрилинейности были обнаружены в поздненеолитических деревнях свайного типа. В этих деревнях были дома поклонения с фресками, и такая роспись недавно была детально реконструирована. В мелководье Боденского озера около Людвигсхафена и Зипплингена в Юго-Западной Германии сохранились многочисленные расписные фрагменты со стен отдельных домов культуры Пфайнера. Тщательно собранные, они создали фреску длиной 7–9 м, когда-то бывшую на внутренней стене дома. Там можно увидеть семь абстрактно нарисованных фигур, окантованных белым. Каждую фигуру украшает перекрещенная полоса, их покрывает точечный узор, а скульптурные груди в натуральную величину, которые были вставлены, характеризуют их как женщин.

Female figure from a Neolithic mural, Pfyner culture, Lake Constance (Germany)