![]() |
Расположение печи в доме с двумя комнатами; Бутмир, Босния, начало 5-го тыс. до н. э. |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
02 июля 2025
Эгалитарная погребальная культура в Старой Европе.
Доказательства матрилинейности в культуре ЛЛК.
Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что длинные дома культуры LBK, как клановые дома, всегда принадлежали всем членам клана и не могли передаваться от одного человека к другому; не было такого понятия, как индивидуальное наследование. О патриархате культуры LBK можно говорить лишь в том случае, если бы длинный дом был индивидуальной частной собственностью и мог быть унаследован одним человеком, то есть сыном от отца. Да и наследовать, по сути, было нечего, так как дома перестраивались заново каждые 15 - 20 лет.
Ещё одно соображение исходит из искусства гончарного дела. Единообразие стиля сохранялось в течение очень длительного периода, который в ранненеолитических поселениях LBK составлял от нескольких сотен до тысячи лет — невероятная преемственность. Поскольку было доказано, что женщины были создателями керамики, постоянный стиль и его долговечность указывают на женскую родословную, в которой это искусство передавалось без какого-либо разрыва от матери к дочери (матрилинейность). Причина в том, что родные по крови женщины оставались вместе в одном клановом доме и не были разделены браками, потому что только таким образом можно было сохранить эти долговременные формы керамики и художественные стили (матрилокальность). Более того, керамика передавала определённую символику, так что женщины также передавали духовную культуру, тем самым поддерживая линии традиции.
Другие доказательства матрилинейности были обнаружены в поздненеолитических деревнях свайного типа. В этих деревнях были дома поклонения с фресками, и такая роспись недавно была детально реконструирована. В мелководье Боденского озера около Людвигсхафена и Зипплингена в Юго-Западной Германии сохранились многочисленные расписные фрагменты со стен отдельных домов культуры Пфайнера. Тщательно собранные, они создали фреску длиной 7–9 м, когда-то бывшую на внутренней стене дома. Там можно увидеть семь абстрактно нарисованных фигур, окантованных белым. Каждую фигуру украшает перекрещенная полоса, их покрывает точечный узор, а скульптурные груди в натуральную величину, которые были вставлены, характеризуют их как женщин.
![]() |
Female figure from a Neolithic mural, Pfyner culture, Lake Constance (Germany) |