"Мелларт считал, что Чатал-Хююк отличался необычной планировкой без улиц или пешеходных дорожек. Дома строились вплотную друг к другу, и люди передвигались по крышам, спускаясь в свои жилища через отверстия в потолке. Но наш современник раскопщик Иен Ходдер уверяет, что улицы и незастроенные дворики с загонами для скота тоже были" (цит. по: Обезглавленные Чатал-Хююка: жить в городе мёртвых).
Там ещё видеоролик прилагается. Я не стал его размещать у себя в блоге, потому что он смешной. В видеоролике показаны многочисленные лестницы, по которым жители Чатал-Хююка должны были, как клоуны в цирке, перебираться с одной крыши дома на другую. Если такова идея Ходдера, то она, мягко выражаясь, не умная. Я весьма скептически отношусь к этой новой реконструкции с лестницами, соединяющими плоские крыши соседних домов.
Тем не менее, другие сведения представляют определённый интерес:
"Хотя большая часть поселения остаётся нераскопанной, передовые технологии георадарного зондирования позволили археологам заглянуть в глубины земли, получив грубое «рентгеновское» изображение руин на глубине до четырёх метров под поверхностью. Данные свидетельствуют о том, что архитектура раскопанных участков очень похожа на застройку ещё не исследованных территорий: там также нет ничего явно выделяющегося из общей картины. Никаких дворцов, площадей, храмов. Предполагается, что поселение состояло из нескольких конкурирующих «домов» или «братств», которые определяли социальную и экономическую жизнь. Однако чётких различий между процветающими и менее успешными группами пока не обнаружено".
"Оказалось, что люди, похороненные в пределах одного «братства», не были родственниками. В домах среднего и позднего периодов Чатал-Хююка хоронили людей из разных семей или даже генетически не связанных, включая детей.
Как отмечает генетик Мацей Чиленски: «На данный момент мы знаем, что умершие, похороненные под одним домом, не были связаны по материнской линии. Например, в случае детей, найденных под полом, женщины, похороненные рядом с ними, не были их матерями. Мы не знаем, были ли они связаны каким-либо другим образом».
Это может означать одно из двух: либо между «братствами» существовал обмен умершими, либо эти объединения не считали родственные связи важным фактором для формирования сообществ. При этом останки и черепа, вероятно, играли важную роль в поддержании структуры этого сложного и до конца не понятного общества.
До сих пор непонятно, по каким правилам жители Чатал-Хююка решали, как хоронить людей. Почему одних хоронили целыми, иногда спустя долгое время после смерти, а у других забирали кости? Почему одних хоронили поодиночке, а других — группами? И почему некоторых вообще не хоронили сразу после смерти?"
И вот, пожалуй, самое интересное:
"Исследователи не обнаружили признаков патрилокальности (когда жена переезжает к мужу), характерной для некоторых неолитических обществ. В Чатал-Хююке брачные практики были смешанными: около 50% составляла матрилокальность (муж переезжает к жене), а остальные 50% — иные формы. Браки между близкими родственниками не практиковались".
Что значит "иные формы"? Гостевые браки? Непонятно...
В любом случае, Чатал-Хююк открывает неопровержимые доказательства существования своего рода альтернативной патриархату модели.
Специальный анализ погребального инвентаря в захоронениях Чатал-Хююка до сих пор не выявил существенных гендерных различий в обращении с умершими и указывает на высокую степень равенства между мужчинами и женщинами.
Это вообще архиважная вещь в истории человечества! Оказывается, реально существовали такие общества, в которых сильные не угнетали слабых.
Как? Каким образом это у них получилось?
Комментариев нет:
Отправить комментарий