К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов" рассказывают о традиционных способах лечения болезней у узбеков-карамуртов. Причём, от их рассказа веет такими древностями, которые уходят в эпоху неолита. Мне думается, что 5 или 6 тысячелетий назад люди, жившие в Маргиане, имели такие же представления о духах.
"Демонологическими персонажами, неизвестными у других групп узбеков, являются духи етти момо — духи семи прабабушек, легендарных прародительниц всех карамуртов. В диалекте карамуртов слово момо обозначает ,прабабушка'. В связи с этим мы считаем правильным предположение О. А. Сухаревой о том, что таджикский демон момо «является духом умерших женских предков».
Существовало убеждение, что дух одной из семи прабабушек выбирал себе среди женщин Карамурта служительницу, которая становилась лекарем (тавуп, палчи) и лечила пациентов методами, близкими к шаманским, а также гадала при помощи клочка хлопка, брошенного в чашу с водой. Избранницу духа называли момоси бор аёл, танлаб олган, момосини буйнига олган. Теоретически избранницей могла стать не только замужняя женщина, но и девушка.
Связь с момо налагала на избранных духом женщин некоторые обязательства. У них не было специального костюма, надеваемого для сеанса лечения или гадания, но свою одежду они шили сами, выбрав при покупке материю неяркой расцветки, сами стирали. У них могли быть причуды в отношении к пище: одна не ела рыбу, другая не пила молока, третья воздерживалась от употребления мяса, в соответствии с предписаниями момо. Как правило, они не притрагивались к пище, которая была приготовлена неизвестно кем,— а вдруг забыли сказать «Бисмилла»? Они должны были вести себя скромно, избегать шумных многолюдных сборищ. Старики рассказывают, что момо могла «схватить» избранницу на свадебном торжестве или на поминках — женщина начинала сильно вздрагивать. Это означало, что дух не одобряет её участие в празднестве или похоронно-поминальном обряде. Момо «хватала» избранницу и перед ритуалом лечения.