21 марта 2023

Лекарки узбеков-карамуртов.


К. Тайжанов и Х. Исмаилов в статье "Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов" рассказывают о традиционных способах лечения болезней у узбеков-карамуртов. Причём, от их рассказа веет такими древностями, которые уходят в эпоху неолита. Мне думается, что 5 или 6 тысячелетий назад люди, жившие в Маргиане, имели такие же представления о духах. 

"Демонологическими персонажами, неизвестными у других групп узбеков, являются духи етти момодухи семи прабабушек, легендарных прародительниц всех карамуртов. В диалекте карамуртов слово момо обозначает ,прабабушка'. В связи с этим мы считаем правильным предположение О. А. Сухаревой о том, что таджикский демон момо «является духом умерших женских предков».

Существовало убеждение, что дух одной из семи прабабушек выбирал себе среди женщин Карамурта служительницу, которая становилась лекарем (тавуп, палчи) и лечила пациентов методами, близкими к шаманским, а также гадала при помощи клочка хлопка, брошенного в чашу с водой. Избранницу духа называли момоси бор аёл, танлаб олган, момосини буйнига олган. Теоретически избранницей могла стать не только замужняя женщина, но и девушка.

Связь с момо налагала на избранных духом женщин некоторые обязательства. У них не было специального костюма, надеваемого для сеанса лечения или гадания, но свою одежду они шили сами, выбрав при покупке материю неяркой расцветки, сами стирали. У них могли быть причуды в отношении к пище: одна не ела рыбу, другая не пила молока, третья воздерживалась от употребления мяса, в соответствии с предписаниями момо. Как правило, они не притрагивались к пище, которая была приготовлена неизвестно кем,— а вдруг забыли сказать «Бисмилла»? Они должны были вести себя скромно, избегать шумных многолюдных сборищ. Старики рассказывают, что момо могла «схватить» избранницу на свадебном торжестве или на поминках — женщина начинала сильно вздрагивать. Это означало, что дух не одобряет её участие в празднестве или похоронно-поминальном обряде. Момо «хватала»  избранницу и перед ритуалом лечения.

В поисках сверхъестественного.

В Фессалии, на празднике Посейдона, пишет Отто Келлер (О. Keller. Antike Tierwelt, Leipzig, 1904, стр. 360—361), обнажённые юноши выступали на арену, доводили быка до неистовства, затем хватали его за рога, боролись с ним до полного его издыхания. Такого рода борьба с быками, т. е. таврокатапсия, в Афинах заканчивалась тем, что обнажённые юноши тащили быков на жертвенное заклание.

"С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков" (Источник).

Пушкин - "наше всё" - герой!

Интересно. Очень интересно! Потому что древнегреческая тавромахия напоминает поединок Митры с быком.

"Когда тот пасся на склоне горы, герой, совершив отважный манёвр, ухватил его за рога и вскочил на него верхом. Свирепое животное пустилось диким галопом, пытаясь сбросить своего наездника в неистовой скачке, но Митра, хотя и сорвался с его спины, но не ослабил своей хватки; он потащился за быком, повиснув на рогах животного, которое вскоре изнемогло и свалилось от усталости. Тогда его победитель, схватив его за задние ноги, закинул к себе на плечи, и начался так называемый "переход" (transitus), или тяжёлая транспортировка, живого быка со свесившейся головой, с преодолением множества препятствий, в пещеру, которая служила герою жилищем. Это тяжкое испытание для героя стало символом как человеческого страдания вообще, так и особых злоключений посвящаемого на его пути к обретению сверхсознания - что соответствует "крестному пути" на Голгофу Иисуса Христа и всех Его верных учеников, взявших свой крест и следующих по Его стопам" (Источник).

Владимир Фоканов «Девушка, несущая быка», 2009.

О сверхъестественных способностях шаманов.

В. Н. Басилов в статье "Пережитки шаманства у туркмен-гёкленов" сообщает:

"Ножом или клинком «пронзали» себя шаманы чукчей, коряков, бурят, хантов, нанайцев, кетов, ненцев, селькупов, эвенков. Ненецкие шаманы в старину «протыкали себя» мечом насквозь. Английскому путешественнику Р. Джонсону, видевшему этот трюк в 1556 г., позволили ощупать пальцем торчавшее из спины острие меча".

Автор пишет в кавычках слова «пронзали», «протыкали себя», потому что, как он пишет выше, "шаманы владели искусством и гипноза, и иллюзиона". Интересно, а Мирин Дажо тоже "отводил глаза" зрителям, когда ассистент пронзал его тело насквозь?


Однако при этом металлические рапиры внутри его тела зафиксированы на флюорграммах. Он что, умел "отводить глаза" даже рентгеновскому аппарату?

Стало быть, Мирин Дажо мог провернуть такой "кунстштюк". Тогда почему не могли проделывать то же самое и шаманы?

Подобного рода "кунстштюки" демонстрируют участники тамильского фестиваля Тайпусам в Куала-Лумпуре. У них, как и у Мирин Дажо, нет крови, когда они протыкают насквозь свои щёки, и они не чувствуют боли.