Одомашнивание коз произошло около 10 200 лет назад на территории современного Ирана, в предгорьях Загроса. Учёные почти полностью уверены в том, что неолитические жители тех мест одомашнили безоаровых козлов (Capra aegagrus).
Безоаровый козёл — предок современных домашних коз |
Скорее всего, древние люди старались содержать только самок, потому что именно они могут давать молоко, мясо и приносить потомство. Большинство самцов же убивались в самом раннем возрасте, потому что их требовалось кормить (Источник).
"В стаде коз часто наблюдается матриархат, главной козой стада является или самая старая, или самая сильная коза, в любом случае она должна отличаться высокой сообразительностью. Иерархическая структура козьего стада берёт начало задолго до одомашнивания и практически не изменилась с тех времён. Каждый год после окота козы выясняют, кто будет руководителем стада в новом году. Поэтому от года к году ведущая коза стада может меняться. Интересно отметить, что после свержения предыдущий руководитель стада в течение нескольких недель наблюдает за новой главной маткой и при обнаружении у неё слабостей старается вернуть своё главенствующее положение. С установлением безоговорочного лидерства новой матки, прежняя становится её советником, и при болезни ведущий матки берёт полномочия вожака временно на себя" (Источник).
Интересно, что у трёх наиболее полезных животных, одомашненных человеком в эпоху неолита, - у козы, коровы и свиньи, - в дикой природе царит матриархат. Несомненно, люди наблюдали поведение одомашненных животных и не могли не заметить матриархальные порядки в их среде. Насколько те порядки повлияли на формирование общественного строя неолитических земледельцев? Наверно как-то повлияли. Во всяком случае, все три животных "отметились" в мифологии, а древняя мифология оказывала влияние на умонастроения общества. К тому же, корова, коза и свинья - всяк по-своему - относились к разряду сакральных животных, а это значит, что люди к ним присматривались. Ну, а если немного перефразировать знаменитый афоризм Ф. Ницше "когда ты долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя", тогда получается, что люди, присматриваясь к сакральным животным, вольно или невольно перенимали их поведение.