05 апреля 2023

А. Бебель о двойных стандартах патриархата

А. Бебель говорит, что с переходом от материнского права к отцовскому свободе женщины кладётся конец. Среди древних народов Афины становятся образцом нового порядка. Древние греки изолируют женщин и дают им особое помещение — гинекеи. Это изменение нравов находит себе выражение уже в «Одиссее». Так, Телемах запрещает своей матери присутствовать среди женихов и приказывает ей:

«Лучше вернись-ка к себе и займися своими делами —
Пряжей, тканьём; прикажи, чтоб служанки немедля за дело
Также взялись. Говорить же — не женское дело, а дело
Мужа, всех больше моё; у себя я один повелитель
».


Женщина, конечно, разделяет постель мужа, но не его стол, она называет его не по имени, а «господин»; она — его служанка. Она нигде не должна появляться публично, по улице она должна ходить всегда с закрытым лицом и одетой в высшей степени просто, как монашка, дабы своим видом не возбудить похоть "жеребцов". За нарушение супружеской верности она по законам Солона платится своей жизнью или своей свободой. Муж может её продать, как рабыню.

Положение греческой женщины в то время находит себе выражение в «Медее» Еврипида. Медея жалуется:

«Из всех существ, душой и мыслью одарённых,
Мы всех жальчее существа:
Приданым покупать должны мы мужа.
И что при том всего печальнее для нас,
С тех пор владеет нашим телом он
». 

Совсем иначе обстоит дело для мужчин. Если мужчина налагал на женщину с целью прижития законных наследников строгое воздержание по отношению к другим мужчинам, то он был отнюдь не склонен налагать на себя подобное же воздержание по отношению к другим женщинам.

Возник гетеризм. Нет ни одного богатого грека, который не имел бы общения с гетерами. Это связано с их образом жизни. Великий оратор Демосфен в своей речи против Неера так описывает половую жизнь имущих Афин: «Мы берём жену, чтобы получить законных детей и иметь в доме верную хозяйку; мы держим наложниц для услуг себе и ежедневного ухода, гетер — для наслаждения и любви». Законная жена была лишь аппаратом для рождения детей, верной собакой, сторожившей дом; господин же дома жил согласно своему bon plaisir, своему произволу.

Загробная "троица" древних египтян.

Гробница царицы Нефертари (QV66). Спуск. Верхняя западная стена.

Перед Нефертари, готовые принять её подношения, сидят три богини: Исида (слева); её сестра Нефтида (по середине); и Маат (справа). Первые две сидят на стульях, а Маат стоит на коленях с распростёртыми крыльями, вытянутыми, чтобы защитить картуш царицы, к которому прикреплён знак шен.

У всех трёх богинь на голове свои отличительные эмблемы, и каждая из сидящих держит скипетр уас и амулет анх. За Маат, разделённое вертикальной линией, находится сокращённая личность умершей в тексте: «Великая жена царя, Нефертари, возлюбленная Мут». Над головами богинь, на потолке, ищображение звёздного неба.

(с) фото: kairoinfo4u.
(с) перевод выполнен сообществом Загадочный Древний Египет
от Екатерины Камай

Сериал «Сила»: антиутопия об установлении матриархата.

Сериал «Сила» — научно-фантастическая драма по мотивам одноимённого романа Наоми Олдмерман про то, как у девушек по всему миру в возрасте от 12 до 19 лет появляется новый орган в районе ключицы, вырабатывающий электрический ток. Они могут испускать из рук электричество, способное покалечить или даже убить человека. Многие из них, почувствовав Силу (и власть), решают дать отпор мужчинам, которые сделали им больно. Вчерашняя жертва превращается в охотника: угнетённые женщины Востока берутся за «оружие» и отправляются свергать правительства. волнения вспыхивают и в Восточной Европе.

Получив Силу, женщины первым делом применяют её по отношению к мужчинам — к тем, кто надругался над ними, кто указывал, как жить, что делать, с кем общаться. Сила противодействия пропорциональна силе действия, и в захваченной женщинами восточноевропейской стране Карпатии появляются законы, ограничивающие мужчин в правах (они не смогут выходить из дома в определенные часы, потеряют право работать в некоторых областях и занимать некоторые должности).

«Сила» — история всемирного восстания амазонок, показанная с симпатией к ним, но и смотрящая на социальные катаклизмы без розовых очков. История о гендерном переделе власти напоминает нам о том, что большая сила — это и большая ответственность, а настоящая революция — в том, чтобы уничтожить механизм насилия, а не забрать его себе, просто поменявшись местами с бывшими угнетателями [1]. Смогут ли мужчины и женщины в конце концов жить в мире — вот, наверное, главная интрига сериала, начинающегося как всепланетный rape-revenge (Источник).

---------------------------------------------------------------------

[1]