16 мая 2025

Поза эмбриона.

"Во многих частях Азии находили следы очень древнего способа захоронения: тело было уложено в позу эмбриона и закопано в землю в большом сосуде. Сосуды, в которых располагались тела мёртвых для погребения, символизировали лоно Матери-Земли; этот символ отражает очень распространённые представления: Богиня, дающая мёртвым новое рождение в своём теле, является никем иным как Матерью-Землёй, в которой ждёт своего восхождения каждое семя. Сходство между расположением мертвецов в могиле и сном зерна, которое покоится зимой в земле, чтобы взрасти весной, бросается в глаза" (Цит. по: Жан Прилузский. "Истоки и развитие культа Богини-Матери").

A pit burial in Çatalhöyük

Стало быть, все подобного рода захоронения следует квалифицировать как маркеры древних матриархальных обществ. Ну, или, по крайней мере, как свидетельства веры погребённых в регенерацию через чрево Богини-Матери.

Исторические метаморфозы одного сиканского святилища.

Известно, что на Сицилии, на горе Ерикс (ныне Монте-Эриче) на высоте почти 800 метров — великолепном ландшафте, откуда в хорошую погоду видно побережье Африки — находился храм посвящённый богине, которая была известна на западе под именем Венеры Эрикской (лат.  Veneris Erycinae).

"Как отмечают исследователи, прослеживается несколько «археологических слоёв» культа Венеры из Эрикса, включающий сиканский, финикийский, греческий и пунийский элементы. Ради справедливости следует отметить, что святилище находилось даже не на территории проживания сиканов, а принадлежало ареалу распространения элимов, одного из трёх древнейших народов Сицилии", - говорит В. А. Квашнин в статье "Зачем римлянам
была нужна Венера Эруцина?"


По одной из версий, элимы были беженцами из павшей Трои. По-видимому, они появились на Сицилии не раньше конца II тысячелетия до н. э. Они нашли гору вполне подходящей для основания своего нового поселения (Источник). Вполне возможно, что элимы просто тупо "отжали" древнее святилище у местных сиканов, вместе с храмовами служительницами. 

С началом греческой колонизации в VIII–VII вв. до н. э. по соседству с территорией проживания элимов появляются греческие полисы, результатом чего становится их эллинизация. Одновременно элимы испытывают влияние со стороны колоний, основанных Карфагеном, чьё культурное влияние также не следует недооценивать. На долгое время Эрикс стал одним из мест поклонения финикийско-пунийской Астарты и идентифицированной с ней греческой Афродиты. Как отмечает Ж. Дюмезиль, Афродита из Эрикса была синкретичным божеством, в котором семитские элементы были перемешаны с греческими, причем аспект фертильности и телесных наслаждений был преобладающим.