"Как отмечают исследователи, прослеживается несколько «археологических слоёв» культа Венеры из Эрикса, включающий сиканский, финикийский, греческий и пунийский элементы. Ради справедливости следует отметить, что святилище находилось даже не на территории проживания сиканов, а принадлежало ареалу распространения элимов, одного из трёх древнейших народов Сицилии", - говорит В. А. Квашнин в статье "Зачем римлянам
была нужна Венера Эруцина?"
Эта антитеза, противопоставление характеров Венеры и Марса заставляет вспомнить знаменитый лозунг хиппи: Make love, not war (с англ. — «Любите, а не воюйте»).
была нужна Венера Эруцина?"
По одной из версий, элимы были беженцами из павшей Трои. По-видимому, они появились на Сицилии не раньше конца II тысячелетия до н. э. Они нашли гору вполне подходящей для основания своего нового поселения (Источник). Вполне возможно, что элимы просто тупо "отжали" древнее святилище у местных сиканов, вместе с храмовами служительницами.
С началом греческой колонизации в VIII–VII вв. до н. э. по соседству с территорией проживания элимов появляются греческие полисы, результатом чего становится их эллинизация. Одновременно элимы испытывают влияние со стороны колоний, основанных Карфагеном, чьё культурное влияние также не следует недооценивать. На долгое время Эрикс стал одним из мест поклонения финикийско-пунийской Астарты и идентифицированной с ней греческой Афродиты. Как отмечает Ж. Дюмезиль, Афродита из Эрикса была синкретичным божеством, в котором семитские элементы были перемешаны с греческими, причем аспект фертильности и телесных наслаждений был преобладающим.
В то время гора Эрикс была хорошим ориентиром мореплавателей. А вскоре и богиня стала считаться покровительницей моряков. Эриче располагался недалеко от порта, и они часто навещали храм. Практически все суда, проходящие через бухту возле Эриче, привозили с собой подарки для богини. Принимать морские дары выходили жрицы храма, и в ответ одаривали их своей любовью. Хотя вполне может быть, что ответные действия жриц любви и были побудительным мотивом для посещения святилища с подарками.
Храм Астарты/Афродиты был таким образом для Эрикса важнейшим религиозным объектом и "градообразующим предприятием", куда приезжали на паломничество даже из Карфагена. Предприятием в прямом смысле слова - главным элементом религиозного служения была храмовая проституция. И Эрикс был в этом смысле одним из главных центров всего средиземноморья.
Выгодное стратегическое положение поселения обрекло его стать «яблоком раздора» между греками и карфагенянами. На протяжении нескольких веков городом попеременно владели то одни, то другие. Примерно в 3 веке до н.э. во время первой Пунической войны Эриче был почти полностью разрушен, а его жители переселены в портовый город Дрепанон (ныне Трапани). Тогда же генерал Гамилькар Барка (Hamilcar Barca), воевавший на стороне Карфагена, приказал возвести вокруг города оборонительное сооружение. Крепостная стена была возведена из камня горы, на которой стоял город. В результате гребень горы постепенно перетекал в мощные, ставшие неприступными стены.
"Жителям и гостям Эрикса совсем не понравилось, что из них сделали военный объект. И тут к ним пришли вежливые люди от сената и народа Рима, представились потомками Энея и пообещали всяко уважать и поддерживать святыню, освободить ее от всех налогов и даже наоборот - обязать окрестные города и веси отчислять в пользу Венеры Эрикской марафет, вино и девочек. И эриксцы не долго думая выкинули карфагенян и перешли на сторону Рима. Римляне обещание сдержали - храм Венеры в Эриксе считался старшим даже по отношению к таковому в Вечном городе и сюда шли самые симпатичные жрицы (а несимпатичные оставались в Риме - весталками)" (Источник).
В 241 году до н.э. на остров пришли римляне. Они сохранили храм Афродиты, но посвятили его Венере Эрицинской. Именно храм Венеры превратил город в место паломничества, где совершались важные культовые обряды древнего мира. Римляне даже собирали налоги с нескольких городов Сицилии на содержание охраны храма (Источник). Слава святилища была так велика, что римляне возвели второй храм уже в Риме. Благодаря этому культ Венеры впоследствии распространился по всему средиземноморскому побережью.
О популярности Венеры Эрицинской свидетельствует тот факт, что римляне построили у себя в Риме два храма в честь этой богини. Храм Венеры Эриксинской на Капитолийском холме был построен по инициативе Квинта Фабия Максима, который был назначен диктатором после катастрофической для римлян битвы на озере Тразимено в 217 году до н.э. и поклялся возвести храм в честь Венеры, обратившись к книгам Сивилл в надежде переломить ход войны с карфгенянами. Другой храм Венеры Эриксинской на Квиринале был построен по заказу консула Луция Порция Лицина. Он обещал возвести храм в честь Венеры в 184 году до н.э. во время войны против лигурийцев в северной Италии. Удивительно, что римляне, когда им становилось плохо, обращались за помощью не к Юпитеру и не к Марсу, а к Кибеле и Венере.
Страбон подробно описывает храм Венеры Эруцинской у Коллинских ворот, сообщая, к примеру, что он был окружён необычной круглой колоннадой, копируя святилище, располагавшиеся на Сицилии (Strabo. VI.2.6). В свою очередь Овидий даёт яркое описание Виналий, посвящённых Венере, прямо и недвусмысленно связывая культ Венеры с её храмом, находившимся в районе Коллинских ворот. В упоминаемых римским автором венках из цветов и «доступных девах» исследователи видят реминисценции традиции восточной иеродулии, бытовавшие вплоть до времён Августа в храме Венеры.
![]() |
Римский денарий с изображением бюста Венеры Эрицинской (аверс). На реверсе – изображение храма Венеры Эрицинской на Квиринальском холме. Дата чеканки - 57 г. до Р.Х. |
Эта антитеза, противопоставление характеров Венеры и Марса заставляет вспомнить знаменитый лозунг хиппи: Make love, not war (с англ. — «Любите, а не воюйте»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий