16 января 2025

Полигиния при матрилинейности.

Полигиния редко сопутствует матрилинейности, с которой она, казалось бы, несовместима по своей природе. Тем не менее у гаро (тибето-бирманский народ на северо-востоке Индии) есть очень своеобразный пример узаконенной полигинии - это "система нокром", когда муж дочери-наследницы, живущий вместе с ней в доме её родителей, после смерти отца жены должен жениться на его вдове - своей тёще, которая вступает в его семью в качестве хотя и второй по порядку, но главной жены, поскольку она владелица семейного имущества. Таким образом, человек оказывается одновременно мужем дочери и её матери.

Так, а если умрут одновременно тёща и жена? При таком раскладе наследницей, в матрилинейных обществах, выступает дочь. Интересно, имелись ли такие случаи у гаро, когда отец был вынужден жениться на собственной дочери, чтобы не остаться БОМЖом после смерти жены и тёщи? В Древнем Египте некоторые фараоны вступали в браки со своими дочками, после скоропостижной смерти своих жён.

Пленники Ассамских гор.

Га́ро  тибето-бирманский народ на северо-востоке Индии. У Г. сохранились значительные остатки родоплеменной организации, в том числе пережитки матриархальных отношений.  

Инициатива при вступлении в брак принадлежит девушке и её семье. Юноше и его родителям делают предложение, но они, как правило, не дают определённого ответа на брачное предложение; наоборот, обычно ответ жениха бывает отрицательным. Тогда у гаро применяется любопытный обычай поимки жениха. Организаторами и участниками облавы являются молодые люди, которые принадлежат к махари [1] девушки и ночуют в одном доме холостяков. Они неожиданно набрасываются на юношу там, где его застанут - в доме, поле и т. д., и силой тащат к девушке в её деревню (напомним о преобладающей экзогамии деревень у гаро). Юноша пытается бежать - так велит обычай, и его поимка выглядит как азартная, возбуждающая охота. В доме невесты его зорко охраняют, но он должен умудриться бежать, что он обычно и делает, незаметно разрезая бамбуковую стену дома, где его сторожат . Он скрывается в лес, где подвергается вполне реальной опасности со стороны свирепых обитателей джунглей - тигров и леопардов. Его ловят снова - иногда это происходит недели и даже месяцы спустя после первого привода, - и снова он убегает. Это повторяется до трёх раз, после чего его новый побег рассматривается как отказ от брака. Предыдущие побеги - это просто ритуал, дань традиции. При этом случаются забавные казусы: например, один юноша подал местным властям жалобу на то, что, когда он, как положено, убежал в третий раз, его не стали больше ловить. А ведь он только исполнял обычай и собирался вступить в брак с избравшей его девушкой! (Из монографии С. А. Маретиной "Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии". - Изд-во "Наука". М., 1980. С. 167).

Сюжет напоминает комедийный фильм "Женитьба" (1977) по пьесе Н. В. Гоголя. Там тоже жениха приводят в дом к невесте, а он сбегает от неё через окно.

Кадр из фильма "Женитьба"
---------------------------------------------------------------------------

[1] Махари - члены одного клана (мачонг), проживающие в одной деревне, называются махари. Брак внутри мачонг считается кровосмесительным.