14 марта 2022

Путь червя.

"Церемония, известная как ежегодный плач по Таммузу, точно проходила в середине лета, и, вероятно, продолжалась в месяц, изначально известный как месяц празднества Таммуза. Это расплывчатое и общее божество, первоначально появляющееся как сын матери-земли во многих аспектах, некоторые из которых развились в местных богов, и превращённое теологами в ясно определённое божество, не обладающее своим храмом. Как в Библе почитатели Адониса совершали своё служение в храме Астарты, так и в Вавилонии центральный культ Таммуза был привязан к храму Иннини, богини-матери в Эрехе. Этот знаменитый храм, центр культа девственной матери из самой отдалённой древности, назывался Эанна, «дом небес», поскольку, как мы видели, богиня-мать считалась женским аспектом первопринципа аn, «небес»", - пишет Стивен Лэнгдон в монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 18). 

1470-1300 год до н.э. Мадонна Ханаана

Интересно, что, например, Аттис "пресмыкался" при храмах Кибелы. Спрашивается: а почему бы для него не построить отдельные храмы? Очевидно, этого невозможно было сделать, так как культ Аттиса являлся составной и неотъемлемой частью культа Кибелы. Отделение Аттиса от Кибелы означало бы примерно то же самое, что отделение Иисуса Христа от Голгофского креста. Отделение Аттиса от Кибелы лишило бы культ самого ценного, то есть мистериальных "страстей". Очевидно, источником этих "страстей" являлась Кибела. Она причиняла боль Аттису, из-за неё он был вынужден проходить "огонь, воду и медные трубы", и, в конечном итоге, именно в результате этих "мытарств" происходило преображение и самого Аттиса, и адептов, которые отождествляли себя с ним и шли "путём Аттиса".

О доминирующем положении Богини-Матери в шумерском пантеоне.

"... Теология бесполых божеств, похоже, была в Вавилонии очень примитивной. Но она, вероятно, была развита шумерами из более естественной теологии. Как и среди западных семитов, этот древний народ, вероятно, принял мать-землю как первое божество. Всю их историю, от самого древнего периода до самого конца их существования как расы, незамужняя богиня-мать - это доминирующая фигура, постоянное и неизменное влияние в обширном и сложном пантеоне. Интенсивность поклонения другим богам несколько зависела от политической важности городов, где существовал их главный культ. Прежде чем возникли порядки богов, прежде чем сложная теология эманаций предоставила религии обширный пантеон ( в котором доминировал мужской элемент), порождающие силы земли дали доисторическим временам божество бесполое, породившее само себя (в котором доминировал женский элемент)", - говорит Стивен Лэнгдон в монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 14).

Написано очень расплывчато. Непонятно, что Лэнгдон имеет в виду под "естественной теологией". Лично я здесь вижу семейно-родовые культы субареев, древнейшего коренного населения Южной Месопотамии [1]. Шумеры "наложились" на субареев, как греки-ахейцы "наложились" на пеласгов. Государственность - от шумеров, культура - от субареев. 

С городами шумеров всё понятно: там что ни царь, то - "бог". "Бог" никогда не ошибается, и поэтому никогда не отсупает от задуманного, даже если он совершил фатальную ошибку. Царебожество - это палка о двух концах: с одной стороны, шумерские и вавилонские цари собирают вокруг себя толпы "верующих" и используют их по своему усмотрению, но, с другой стороны, если царь впадает в неадекват, "верующие" уподобляются стае саранчи, встающей на крыло и исчезающей где-то в бескрайних пустынях Аравии.

Однако нас более интересует факт доминирования Богини в шумерском пантеоне. Культура шумеров - однозначно патриархальная, но при этом женские божества - по старинке и по традиции - играют важнейшую роль. В связи с чем мы можем охарактеризовать патриархат как государственную "надстройку" над обществом. Общество может быть матриархальным, а государство - патриархальным. У общества - свои боги,

Икона "Умиление" висит в моей спальне.

 у государства - свои.

----------------------------------------------------------------

[1] "Есть серьёзные основания полагать, что первым божеством, почитавшимся у этого древнейшего народа, была Мать-Земля под особым именем «Богиня виноградной лозы» (C. Лэнгдон).