13 февраля 2022

«Женский век» в России как альтернативный «русский мир».

Английский писатель С. Грэхэм в своей книге 1912 года «Неоткрытая Россия», размышляя о русских женщинах, писал: «…ими Россия сильна. Из-за них солнце светит радостно, а птицы поют. Из-за их святости мужчинам позволено быть далёкими от святости».

Елена Приказчикова в статье "ЦАРЬ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ: ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС МУЖСКИХ ПРАВЛЕНИЙ В РОССИИ XVIII в." соглашается с мнением российского писателя В. Аксёнова, который в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004) заставляет Екатерину II настаивать, что «женский век» наступил в России ещё с эпохи царевны Софьи, так как «после Петра в России началась деградация мужского начала». 
 

Об этой деградации откровенно рассказал российский просветитель А. Т. Болотов, противопоставивший царство Петра III царству Елизаветы Петровны: «Родившись и проводив все дни под кротким правлением женским, все мы к оному так привыкли, что правление мужское было для нас очень дико и ново». О «дикости» мужского правления Болотов, бывший в царствование Петра III адъютантом Н. А. Корфа, генерала-полицмейстера Петербурга, и неоднократно видевший императора и его ближайшее окружение, поведал достаточно подробно. Пётр III у Болотова – государь, который любил «продукты Бахусовы», «любил посидеть за столом и повеселиться». Он, как мальчик, по ночам играл в солдатики, и в эту игру вовлекал свою супругу, в результате чего «вся кровать была покрыта и полна куклами и игрушками, иногда очень тяжёлыми». Во многом именно благодаря «играм» Петра III российский историк И. Н. Ионов пришёл к выводу, что в XVIII в. «только женщины-императрицы… производят впечатление взрослых людей, под ногами которых, прячась за широкие юбки, бегают вечные мальчики-императоры». 

Кстати, играл в "солдатики" и Пётр I. Управляла царством его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина, до самой своей смерти в 1694 году. Всё это время Пётр совершенно не интересовался ведением государственных дел, но занимался играми в войну. Правда, эти игры больше походили на древние гладиаторские бои, чем на невинные детские забавы. На суше давались "потешные сражения" с десятками убитых и сотнями раненых: так, под Кожуховым были введены в "бой" две армии, насчитывающие по 15 тысяч человек в каждой. Удовлетворяя свою страсть к военным играм, Пётр отправился к морю, в Архангельск, где соорудили флотилию из нескольких кораблей, и радовался, что у него теперь есть не только потешная армия, но и флот. Однако Архангельск не был пригоден для военных забав: вследствие частых бурь Пётр несколько раз терпел краблекрушение. Тогда он решил свою морскую базу перенести на тёплое море. К Азову было направлено сравнительно большое войско. Но что Пётр в ту пору нисколько не связывал свои потехи с государственной пользой, свидетельствует его письмо к адмиралу Апраксину (назначенному адмиралом флота в отместку за его нелюбовь к навигации): "шутили под Кожуховым, - пишет Пётр, - а теперь едем играть под Азов".

Забавное сходство.

 

Фараон Рамсес II. 1279-1213 г. до н.э. Мумия и современная реконструкция.

Министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс (1897-1945).

Это забавное сходство показывает, насколько рискованно проводить культурологические параллели на основании одного лишь визуального наблюдения. Может получиться "помесь дога с носорогом".

Далёкий предок Ганнибала.

 

Реконструкция "чувака", жившего на мавританском побережье Средиземного моря ок. 12 000 лет до н. э. Его кости были обнаружены в пещере Тафоральт ("Грот голубей"), расположенной на востоке Марокко. Возможно, что пещера Тафоральт была особым, возможно, священным местом, где проводились определённые ритуалы или происходили более редкие социальные или религиозные события.


В 2018 году был проведён анализ ДНК останков семи людей из Тафоральта. Судя по генетике, все эти люди состояли в тесном родстве друг с другом – признак прохождения этой популяции через «бутылочное горлышко» в недалёком прошлом. Анализ показал, что люди из пещеры произошли в основном от группы, тесно связанной со знаменитыми натуфийцами Леванта, при этом меньшая, но всё же значительная часть их предков происходит из Африки к югу от Сахары и Восточной Африки.

Исследование показало, что у людей Тафоральта была тёмная кожа и карие глаза, а также, что будучи взрослыми, они не могли усваивать лактозу.

Одна из особенностей: у мужчин при жизни были удалены верхние центральные резцы. Вероятно, это следствие инициатического ритуала, который проводился при вступлении подростков во взрослую жизнь. Интересно, что у женщин верхние центральные резцы обычно не удалялись.

Ещё одна любопытная деталь – очень высокая частота кариеса (поражены более 50% сохранившихся зубов). Вероятно, это результат особенностей рациона - поедания большого количества специальным образом обработанных желудей и кедровых орехов. Хотя основной пищей носителей Оранской культуры являлись морские моллюски (близ стоянок обнаружены кучи раковин).

Источник

В продолжение темы см.: Протоберберы (2).

Арийская посудина.

Посудина доби пізньої бронзи, курган.80-тих р.ХІХст. с. Аксютинці на Сумщині.

Во всём видна грубость исполнения, примитивизм изобразительных форм, - но зато по центру красуется орнамент из свастики.
 

Советские цензоры на защите светлого царского образа.

В знаменитом фильме "Иван Васильевич меняет профессию" советские госцензоры вырезали ряд сцен.


Видите ли, цензорам не понравился образ царя в комедийном ключе. Советским цензорам, Карл! Идейным наследникам тех коммунистов, которые в 1918 году без суда и следствия расстреляли царя Николая II и всю его семью. Это говорит о том, как сильно изменилась советская власть в СССР всего за несколько десятилетий: от лозунгов "Долой монархию!" до защиты от поругания светлого царского образа. В насмешках над царями советские цензоры усмотрели насмешки над генсеками, тем самым косвенно подтвердив их незаметное перерождение в "красных царей". Можно сказать, что в СССР ко времени брежневского "застоя" революционный дух полностью "выветрился" и обнажил неизменный со времён рюриковичей и ордынских ханов царский "постамент", на котором держится вся государственность. Весьма показательно, что советская госцензура связала благополучие режима с незыблемостью этого тысячелетноего патриархального "постамента".

У памятника Александру III, Ленинград, 1924 год.

 

«Ведьма — цэ погана баба, шо много знае».

Ведовство связано с концептом высшего знания, понимаемого как обладание некой магической силой; ср., например, полесские свидетельства: «Ведьма — это тая, што знае»; «Цэ погана баба, шо много знае».  

Изучив русские документы по колдовским следственным делам XVIII в., Е. Б. Смилянская отметила в качестве гендерной специфики восточнославянского ведовства то, что малорусское и южнорусское колдовство предстаёт в исторических источниках как преимущественно женское занятие, а севернорусское — как мужское.

А вся южнорусская, южнобелорусская и украинская мифологическая традиция примыкает к обширной европейской территории, где главенствующие позиции среди знающих со всей определённостью занимает ведьма. Такая же ситуация (приоритет образа ведьмы) отмечается в мифологии западных славян и западноевропейских народов, о чём свидетельствуют многочисленные «ведовские» процессы XVI и XVII веков.

В данном контексте стоит отметить глубоко укоренённое на Западе поверье об интимной, сексуальной связи ведьмы с демоническими силами. Это представление нашло своё отражение в картинах европейских художников. 

Goya - Le Sabbat des sorcières, 1820