24 мая 2025

Кто в древнеегипетском доме хозяин?

Статуэтка Анубиса, стоящего перед коленопреклонённым верующим, ок. 747-525 гг. до н.э.


Перевод из [древнеегипетского] источника: Пусть Анубис, даст жизнь, здоровье, долгую жизнь и прекрасную и добрую старость Вджа-Хор-реснету, сыну Анк-па-кхеред, чьей матерью является Та-гемив(т), который рождён (создан) Хозяйкой дома, Хай-инти для Пен-па-джу. 

Translation from the source: May Anubis, give life, health, long life and great and good old age to Wdja-Hor-resnet, son of Ankh-pa-khered, whose mother is Ta-gemiw(t), who is born (made) of the Mistress of the house, Hy-inty for Pen-pa-djew. May Anubis give life to Wdje-hor-resnet, son of Ankh-pa-khered. 

Здесь упоминается мать молящегося и говорится, что он рождён "хозяйкой дома".

Про «Звездочётицу Гуэннола» и другие килийские статуэтки.

Поселение Кулаксызлар в Анатолии примечательно производством мраморных чаш и так называемых "килийских статуэток", или "килийских идолов". На этих миниатюрных фигурках (все они высотой 10-17 смизображён стилизованный гуманоид, скорее всего женский, с длинной шеей, округлыми покатыми плечами, руками, сложенными вверх перед грудью, ромбовидной нижней частью тела и ногами с надрезами, обозначающими ноги и лобковый треугольник.

Килийский тип. Археологи из Музея кикладского искусства в Афинах датировали этого идола между 4360 и 3500 годами до нашей эры.
 
Килийский тип

Поселение Кастри на Сиросе: крепостные стены или террасы? (3)

Бледа С. Дюринг в своей монографии «Преистория Малой Азии. От сложных охотников-собирателей к ранним городским обществам», рассказывая о халколите Киликии, упоминает и раскопки на кургане Юмуктепе в Мерсине. 

Но прежде пара строк из англоязычной Википедии (статья Yumuktepe): "В слое, относящемся примерно к 4500 году до н. э., были обнаружены остатки одного из самых ранних укреплений в истории человечества".

Теперь цитата из монографии Б. С. Дюринга:

"Хорошо известен план 16 уровня Мерсин-Юмуктепе (рис. 6.12).

6.12 План Мерсин-Юмуктепе уровня 16.

Уровень 16 интерпретировался как укреплённое поселение, окружённое массивной городской стеной диаметром около 1 метра, которая была смещена на равные расстояния, имела прорезные окна через равные промежутки, из которых можно было безопасно стрелять по врагам, и была дополнена «городскими воротами», окружёнными двумя башнями.

К востоку от городских ворот у городской стены был построен ряд жилых домов, каждый из которых состоял из передней и задней комнаты. Гарштанг предполагал, что в них проживали солдаты со своими семьями.

К западу от ворот было раскопано большое здание, сохранившиеся остатки
которого включают большой зал размером примерно 10 на 4 метра с 
множеством комнат значительных размеров на его восточной стороне. В зале была большая печь, а в боковых комнатах — большое количество горшков и некоторых металлических предметов, а также одно захоронение молодой женщины под полом. Гарштанг интерпретировал это здание как элитную резиденцию. В равной степени возможно, конечно, что это было своего рода общественное здание, которое частично выполняло религиозную функцию. Эта последняя интерпретация хорошо согласуется с современными представлениями об убайдских обществах дальше на востоке, которые интерпретируются как основанные на корпоративных или общинных способах лидерства.

Согласно интерпретации Гарштанга, уровень 16 в Мерсин-Юмуктепе представляет собой небольшое укреплённое поселение с своего рода дворцом. Однако, недавние раскопки в Мерсин-Юмуктепе пролили новый свет на природу поселения 16-го уровня на этом месте. Оказывается, мы имеем дело вовсе не с укреплённой цитаделью, а с серией террас, на которых возводились террасные здания! В Мерсине, как и в других поселениях, обсуждаемых в этой книге, таких как Хаджилар I и 2 и Курукай 13 и 6. Таким образом, к претензиям на оборонительные стены в эпоху неолита и энеолита Малой Азии следует относиться с осторожностью".