28 ноября 2025

Материнский Закон.

Т. Б. Щепанская в статье "Миф материнства и техники управления. Женские символы и техники власти в русской этнической традиции" говорит, что "пожалуй, главная сторона женского (точнее, материнского) лидерства связана с её ролью хранительницы нравственного закона (какова матка, таковы и детки, яблоко от яблони недалеко катится). В народной традиции мать предстаёт как источник и олицетворение Закона, нарушение которого ведёт к непоправимым последствиям". И, в качестве иллюстрации, Т. Б. Щепанская приводит слова из песни заключённых начала XX в.:

"Говорила сыну мать,

Не водись с ворами,

В Сибирь-каторгу сошлют,

Скуют кандалами!"

Закон этот неписаный, и я бы сравнил его с законом, по которому живут пчёлы в улье. Пчёлы неграмотные, читать не умеют, однако они живут по закону. Закон этот состоит в том, что все они трудятся, собирают нектар  насыщенный сахарами сок, который выделяют цветковые растения, — и приносят его в улей. Из улья они ничего не выносят. Семья — тот же улей. Если муж начинает выносить вещи из семейного "улья" и пропивать их, это ещё полбеды; но если к мужу присоединится жена, это уже полная катастрофа. Поэтому и считается, что не отец, а мать представляет собой последний "бастион" порядка в семье; уж если и этот "бастион" разрушается, тогда пиши "всё пропало". Кстати, не потому ли дети после развода оказываются вместе с матерью, а не с отцом, что современное общество всё ещё понимает интуитивно ощущает этот древний материнский Закон? 

Маковский. Не пущу! В крайних случаях бывает ещё так, что мать берёт ребёнка на руки и, становясь на колени, поднимает его как икону. 

«Когда это кончится?!» Михаил Иванович Лихачев. 1954 г. Дочка смотрит на пьяного отца как Ленин - на буржуазию; из неё получится хорошая жена и мать.

Да, и здесь надо ещё вспомнить такое выражение как "рубить правду-матку", то есть "стоять на стороне правды несмотря ни на что". Мне кажется, вовсе не случайно в народной традиции "правда" ассоциируется с "маткой". Очевидно, "правда-матка" — это всё тот же неписаный материнский Закон, который засел глубоко в подсознании и оттуда определяет всю жизнедеятельность человека. Наверно, если бы этот Закон руководил всеми людьми, то совершенно ненужными оказались бы тюрьмы, и судьи и полиция лишились бы своей работы. Даже Евангелие было бы не нужно, ибо, как сказал св. Иоанн Златоуст, оно "к стыду нашему написано" (Источник); оно должно было бы звучать в наших сердцах, но, поскольку наши сердца огрубели и стали бесчувственными, оно теперь записано на бумаге, чтобы мы могли прочитать о святости и устыдиться собственной греховности.

Японский минимализм.

Диана Кикнадзе в своей монографии "Тёмная сторона средневековой Японии. Оммёдзи, мстительные духи и жрицы любви" в разделе "Жизнь простолюдинок в хэйанскую эпоху" пишет о том, как заключался брак в японской деревне с 794 по 1185 год – будущий муж останавливался напротив понравившейся ему девушки и тыкал пальцем ей в грудь. Так он сообщал ей и окружающим о своём выборе.

Мне не верится, что такое возможно. Это выглядит не по-человечески. Невольно вспоминается сентенция Варрона: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги». Впечатление таково, будто одна японская лопата показывает своим черенком на другую лопату.