21 января 2022

Матриархат под спудом.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 318 и сл.) приводит выдержки из Юлия Валерия, где описывается разговор Александра Великого с индийскими гимнософистами:

"Он [Александр] спросил, как они полагают: что было прежде: день или ночь? Те, не раздумывая, отдали первое место ночи, ибо всё, что только было зачато, принимает начатки жизни во мраке, и лишь потом, рождаясь, переходит из тьмы в пределы света.

Он спросил их также, какие части человеческого тела они считают достойными большего почитания? Те отвечали: левые, ибо даже солнце, взойдя, свершает свой путь слева направо; также и потому, что для телесного союза мужчины и женщины более подобают левые части, и женщина для кормления сперва предлагает ребёнку левую грудь, и [изображения] богов во время священных обрядов носят на левом плече, и даже цари держат знаки своего достоинства в левой руке". 

Эти вопросы и ответы "суть форма, в которой получили выражение противоречия мировоззрений Востока и Запада, пришедших в соприкосновение в результате войн Александра", - комментирует И. Бахофен. В предпочтении индийскими гимнософистами ночи и левой стороны он видит матриархальную основу этого предпочтения. Тут, собственно, не важна сама историческая реальность этой беседы Александра Македонского с гимнософистами. Важно то, что в патриархальной культуре любое альтернативное мировоззрение автоматически приобретает черты матриархального.   

 

"Пассионарность" или одержимость?

Интересно, а есть ли связь между "пассионарностью" Льва Гумилёва и одержимостью бесами, беснованием, как оно понимается и трактуется в православной традиции?

Ведь одержимость — это тоже атрибут не сознания, а подсознания. Классический пример — Жанна д'Арк, ведомая своими "голосами". Недаром её обвиняли в ведовстве и сношениях с нечистой силой. "Голоса", они ведь всякие-разные бывают, и алкаши, упившиеся до белой горячки, тоже слышат "голоса", которые приказывают им куда-то бежать и что-то делать...

В гумилёвской "пассионарности" особо настораживает тот факт, что она никак не связана ни с интеллектом, ни с моралью. Пассионарность — это жажда бурной деятельности, а какой деятельности, пассионарию всё равно. Для пассионария характерно скакать верхом на коне, махать обнажённой шашкой и кричать во всё горло: "Даёшь!!!" А чего - "даёшь", он не думает.


Точно так же скакали по евразийским степям орды кочевников много веков назад, разрушая всё на своём пути. 

Наверно, Колумба можно назвать пассионарием. И Колумб, вроде бы, выглядит симпатично, но теперь его памятники сносят в Америке, потому что вслед за Колумбом в Америку прибыли другие "пассионарии" из Европы, которые подвергли разграблению и уничтожению культуру местных жителей.

Наверно, и "бесноватого" Гитлера можно назвать пассионарием, так как ни интеллектом, ни моралью он не отличался, но при этом всё время куда-то "ломился" со страшной силой

Третий рейх. Славное начало.

Третий рейх. Бесславный конец в Сталинградском котле.

Для Гитлера это очень характерно, что он "не мог заставить себя рассчитать последствия своих поступков". И никто не мог заставить его, поскольку он был "фюрером", выше которого никого нет и не может быть.