16 октября 2023

Вожди вождям — рознь.

Маршалл Салинз говорит, что в архаических обществах "организация власти не отделена от организации родства. Даже многие крупнейшие африканские и все полинезийские вожди не были изъяты из системы родственных связей". 

Вот это очень интересная тема: где та грань, которая отделяет вождя-отца от вождя-тирана? 

Далее М. Салинз приводит примеры вождей, которые столь же заботливы по отношению к своим подопечным, как матери по отношению к своим детям. Тут веет евангельским духом самоотверженной любви и вспоминается ап. Павел, который, как "папа" и как "мамочка", опекал свои общины верующих.

"Вождь [намбиквара**] должен не просто делать всё хорошо — он должен стараться делать всё лучше остальных, и этого ожидает от него группа. Каким же образом вождь удовлетворяет этим требованиям? Первое и самое главное орудие его власти — щедрость. У большинства примитивных народов, особенно в Америке, щедрость является центральным атрибутом власти. Она играет определённую роль даже в тех рудиментарных культурах, где представление о собственности ограничивается переносным набором грубо изготовленных предметов. Хотя вождь, с материальной точки зрения, казалось бы, не находится в привилегированном положении, ему приходится распоряжаться избыточным количеством пищи, орудий, оружия и украшений, которые, будучи пустячными сами по себе, всё же значительны на фоне царящей бедности. Когда индивид, семья или вся группа чего-то желает или нуждается в чём-то, им необходимо обращаться к вождю. Поэтому, когда появляется новый вождь, щедрость — одно из первейших качеств, от него ожидаемых. Это клавиша, которую будут нажимать практически непрерывно. И по качеству, возможному диссонансу и прочим особенностям получившегося звука вождь будет судить о своей репутации в группе. В основном всё это делают его «подчинённые»... Вожди были моими лучшими информаторами, и, зная сложность их положения, я старался довольно обильно их награждать. Но тем не менее редко какой-либо из моих подарков оставался у них более одного-двух дней. И когда я собирался в дальнейший путь после нескольких недель, прожитых в какой-то конкретной группе, её члены были обогащены такими приобретениями, как топоры, ножи, раковины и прочие имевшиеся у меня в запасе предметы. Вождь же, напротив, оставался в общем таким же бедным, каким был в момент моего приезда. Его доля, которая изначально была намного больше средней, оказывалась целиком у него экспроприированной (Lévi-Strauss, 1961, р. 304).

На острове Моала круглый год — женский день.

Маршалл Салинз приводит пример диспропорции в половом разделении труда:

"Будучи исключёнными из земледельческого хозяйства, женщины на острове Моала (архипелаг Фиджи) проявляют гораздо меньше интереса к производственной деятельности, чем их мужчины. Правда, женщины, особенно младшие, следят за домом, готовят еду, ловят рыбу (время от времени) и имеют некоторые обязанности по изготовлению различных предметов обихода. Тем не менее жизнь, которую они ведут, достаточно легка — по сравнению с жизнью их сестёр на других островах, где женщины заняты в земледелии, — чтобы поверить местной поговорке: «в этой стране женщины отдыхают». Один мой друг с острова Моала доверительно сообщил мне, что все женские дела — сидеть себе целый день и пускать ветры (это была клевета; у них имелось более приятное занятие — сплетни)".

Интересно, почему на острове Моала "матриархат", а на соседних островах архипелага — "патриархат"? Чем этот остров отличается от других? 

Если б знать ответ на этот вопрос, тогда можно было бы составить своего рода "рецепт" приготовления матриархального общества: взять ингредиент А, добавить к нему ингредиент В, перемешать и капнуть "закваску" С в эту смесь...