В. Искрин в своей монографии "Загадка венеры каменного века" (СПб. : Нестор-История, 2013) выдвигает интересную гипотезу. По его мнению, палеолитические "венеры" изготавливались женщинами. "Но для кого? Не для собственного же употребления. Ведь не женским, а мужским глазам свойственно «потреблять» женскую наготу. Для кого же тогда предназначались эротические статуэтки? Ответ на этот вопрос может быть только один: статуэтки предназначались для мужчин других родовых организаций. Не слишком ли смелым является такое предположение? Нет, оно представляется вполне уместным и логичным: первобытный род был экзогамен (экзогамия означает внешний брак), мужчины и женщины рода вступали в сексуальные отношения, соответственно, с женщинами и мужчинами другой родовой организации. Брачная сходка мужчин и женщин, представлявших различные родовые организмы, была единственным местом, где передача фигурок была возможна".
Савиньянская венера |
"В целом первобытный род, в смысле взаимоотношений мужчин и женщин, несомненно, является асексуальным образованием", - далее пишет В. Искрин, и здесь я с ним согласен: действительно, внутри рода все являются "братьями" и "сёстрами" друг другу, все пожилые женщины - "матери", а мужчины - "отцы". По этой причине секс внутри рода приравнивается к инцесту и табуируется.
Как верно замечает автор, для человека его постоянная сексуальная готовность может обернуться разрушительными последствиями. "Все мы видели или знаем из собственного опыта, какую власть над человеком имеет сексуальное чувство. Пленённый им человек теряет ориентацию в мире, перестаёт заботиться о собственной безопасности, забывает о занятиях и ценностях, которые совсем недавно казались ему первостепенными. Не случайно психиатры сексуальную озабоченность с такой симптоматикой квалифицируют как любовную манию. Вы представили человека в таком состоянии? А теперь полностью отнимите у него способную в определённой степени сдерживать сексуальное чувство волю. Вы полýчите лишённое разума животное, без тормозов, одержимое половым инстинктом, не видящее ничего, кроме предмета переполняющего его желания. Да, именно животные ведут себя так в период полового влечения. Правда, этот период краток. Происходит спаривание, половая тяга угасает и жизнь возвращается в обычную, нормальную колею. Нетрудно представить, что случилось бы с особью и видом, если бы состояние сексуальной одержимости продолжалось неограниченно долго.
Вы представляете, уважаемый читатель, какая угроза нависла над нашим животным предком с его постоянной половой готовностью. Создав социальные накопления, он получил постоянную готовность, а получив эту готовность, наверняка мог бы одним махом уничтожить всё накопленное, если бы не нашёл выход из созданного им же противоречия, противоречия между выпущенной на свободу биологической, животной природой и будущим человеческим существованием. Думаю, не надо объяснять, что обуревающая существо перманентная сексуальная мания напрочь отбросила бы труд, коллективизм, зачатки мышления, сохранение припасов и всё прочее, что по крупицам собиралось в течение тысячелетий и что в потенции составляло социальное будущее.
И выход, единственно возможный, был найден. В борьбе противоположных тенденций секс, благо в лице экзогамной деятельности самцов имелась такая возможность, был вынесен за пределы сообщества".