16 сентября 2023

Развлечения солдатни?

Недавно в записи "Реальный культ или стёб?" я демонстрировал церемониальный сосуд для питья в виде фаллоса.

Интересная параллель нашлась в южноамериканской культуре мочика, которая существовала в северной части перуанского побережья с I в. до н. э. по VII в. н. э.

Марлен Добкин де Риос сообщает, что керамика этой патриархальной культуры хорошо известна среди искусствоведов благодаря своим эротическим темам, изображающим людей как в позах соития, так и занимающимися содомией и развратом.

"Имеется ряд глиняных сосудов с вылепленным на них фаллосом в эрегированном состоянии, которые могли быть предназначены для питья. Для того чтобы попить из такого сосуда, необходимо было соблюдать осторожность: горлышко сосуда было специально утыкано дырками и жидкость выливалась на человека, если тот пытался пить из верхнего отверстия. При этом основное отверстие для питья проходило внутри пениса, и человек, который не хотел облиться, должен был всасывать жидкость именно через него".


Кроме этого, М. Риос пишет: "Абсолютное большинство глиняных изделий мочика имеют изогнутую форму, и могли использоваться как свистки. Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов". 

Теперь понятен запрет на свист в жилых помещениях.

Она же отмечает, что "тысячи образцов керамики, принадлежащие этой культуре, уходят на сторону без какой-либо регистрации в результате тайных раскопок и мелкого воровства - типичной проблемы археологии для всей Мезоамерики".

"Король без королев".

Погода стоит по-летнему тёплая, и даже жаркая. На улице летают бабочки. Я копаю огород под зиму и слушаю радио "Калина красная".

Услышал "Балладу о короле" и подумал: кого мне напоминает король? — Адольфа Гитлера.

Пришёл домой, посмотрел в Сети и с удивлением обнаружил, что, оказывается, слова написал Иосиф Бродский.

"Жил-был король, жил-был король,
он храбрый был, как лев.
Жил-был король, жил-был король,
король без королев [1].
Он, кроме хлеба, ничего
не ел, не пил вина [2],
одна отрада у него
была: война, война.

Гитлер в Вене радуется началу первой мировой войны.

И день, и ночь в седле, в седле,
и день, и ночь с мечом,
он мчался, мчался по земле,
и кровь лилась ручьём
за ним, за ним, а впереди
рассветный ореол,
и на закованной груди
во мгле мерцал орёл".


----------------------------------------------------------------------------

[1] У Адольфа был странный роман с племянницей Гели Раубаль, которая, по официальной версии, покончила жизнь самоубийством, хотя, поговаривают, что её устранили "партайгеноссен" Гитлера, чтоб она не отвлекала его от "его борьбы" и не компасировала ему мозги.

[2] Как известно, Гитлер был вегетарианцем. 

О "грибном бешенстве" среди папуасов Новой Гвинеи.

Marlene Dobkin de Rios в своей монографии "Растительные галлюциногены" слегка затрагивает тему "грибного бешенства" среди папуасов Новой Гвинеи. 

Женщины, когда они впадают в состояние исступления и невменяемости, начинают танцевать и петь, показывая себя во всей красе своим соплеменникам.

Мужчины под воздействием грибов ведут себя по-другому. Они надевают на себя всю амуницию, хватают оружие и пытаются терроризировать каждого, кто попадает в их поле зрения. Нападая на членов своего клана и родных, они часто заходят и в другие селения, чтобы напугать дальних родственников. Судя по описаниям, мужчины напряжены и возбуждены, их пробирает дрожь до кончиков пальцев, в глазах двоится, и они страдают от афазии. Хотя были сообщения о том, что кто-то незначительно пострадал, грибное бешенство если и приводит к серьёзным ранениям, то очень редко, и никогда - к смерти.

Что ещё интересно, даже когда несколько мужчин находятся в состоянии бешенства, они не обращают внимания друг на друга, направляя его только на тех, кто трезв. Айм и Вэссон описывают реакцию окружающих на задиристых мужчин, находящихся в подобном состоянии. Женщины и подростки в поисках острых ощущений нарочно подстрекают их к агрессии. Для мужчин - главных героев этого спектакля - происходящее является отклонением от нормы, и, впоследствии, они будут шутя вспоминать о своих поступках. 

Интересно также отметить, что дети никогда не страдают грибным бешенством.

Айм и Вэссон возложили ответственность за это явление на обычаи, существующие в обществе. Указанный обычай обеспечивал представителям племени кума своего рода социальный катарсис, или очищение. Нарушающее устои поведение женщин символизирует, по мнению этих исследователей, выраженный в форме ритуала протест против их традиционно низкого положения в обществе. Кроме того, Ри утверждает, что грибное бешенство у кума, по-видимому, является узаконенной формой проявления склонностей, на которые наложен запрет в обыденной жизни. У женщин это ностальгия по тем годам, когда за ними ухаживали, а у мужчин - по настоящей агрессии против своих соплеменников. Таким образом, бешенство - это эпизодическая особенность поведения, связанная с проявлением антисоциального в условиях нормальной жизни. Ри утверждает, что "большие люди" или колдуны, которые находят другие способы косвенного выражения агрессии, не подвержены употреблению грибов.