08 декабря 2025

Удмуртский Хэллоуин.

"Период зимнего солнцеворота у северных удмуртов назывался Вожодыр (букв.: «переходное время», перекрёсток / перекрестье времени; время «злых духов» / «время [бесчинства] вожо»). Название отражает суть особенного времени в бинарной оппозиции обыденный – сакральный и адекватно коми «вежа ʻсвятой / освящённый / священный’». Согласно архаическим представлениям удмуртов, в дни переходного времени на землю «выходят» из воды духи переходного времени вожо, олицетворением которых является множество маленьких существ белого или чёрного цвета в зоо- или антропоморфном облике" (цит. по: Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. Половозрастная стратификация деревенского общества в удмуртском народном календаре").

Какое удивительное совпадение с современным маскультурным праздником Хэллоуин! Хэллоуин восходит к традициям ирлано-шотландских кельтов и ирландскому языческому празднику Самайн, который отмечается каждый год 31 октября. Кельты делили год на светлую и тёмную половину, празднование Самайна обозначало начало тёмной (осень и зима) половины. Можно напомнить, что в Британии ноябрь до сих пор считается зимним месяцем, так что зима наступает как раз в ночь с 31 октября на 1 ноября. Именно в эту ночь из-под земли «выходят» духи и бродят по ночам среди домов в поисках тёплого места. С этим связан тыквенный фонарик, или светильник Джека, — он представляет собой полую тыкву, на которой вырезаны глаза, нос и рот, а внутрь помещена свеча. Считалось, что подобный плод, оставленный в День Всех Святых около дома, будет отгонять от него злых духов и прочую нечисть. По идее, духи, как мошки должны слетаться на огонь фонарей, минуя двери и окна домов. Очевидно, изображения всякого рода призраков, скелетов с паутиной, ведьм представляют собой "парад" нечистой силы, которая торжественно вступает в свои права на самый тёмный период года.

Во время Хэллоуина придомовые участки традиционно украшаются жуткими атрибутами: ведьмами, скелетами, призраками, паутиной и надгробиями

Немного о культуре Караль-Супе.

"В четырёх часах езды к северу от столицы Перу, Лимы, находится Пеньико — город возрастом около 3800 лет, построенный цивилизацией Кара́ль-Супе́. Под руководством археолога Рут Шейди исследователи раскрыли уникальную модель общества, основанную на сотрудничестве, а не на конфликтах. Цивилизация Караль создала обширные торговые сети, соединявшие тихоокеанское побережье, горные районы и амазонские джунгли. Земледельцы выращивали хлопок, фрукты и перец, получая взамен морскую рыбу, древесину, экзотические перья и даже обезьян, служивших символами статуса. В отличие от поздних культур региона, в Карале отсутствуют оборонительные сооружения, оружие и следы массовых захоронений. Власть здесь поддерживалась через религию, ритуалы и контроль над торговлей, а не через насилие" (Источник). Скорее всего, общество представляло собой теократию. В пользу централизованной власти также говорят крупные склады, найденные в Упаке и Пативильке. Это признак сильной власти, способной контролировать жизненно важные ресурсы. Элита Норте-Чико могла не только мобилизовать, но и вознаграждать население. Раскопки показывают свидетельства массовых пиршеств с алкоголем и музыкой. (Источник).

Рут Шейди, перуанский археолог, в Карале, 2014 год

На данный момент Караль считается самой древней известной цивилизацией в Америке. Манн в обзоре литературы за 2005 год предполагает, что «где-то до 3200 года до н. э., а возможно, и до 3500 года до н. э.» — это начало периода формирования культуры Караль-Супе. Он отмечает, что самая ранняя дата, достоверно связанная с городом, — 3500 год до н. э. — относится к Уариканга, расположенному в районе Форталезы на севере, согласно датировке Хааса.

Это весьма знаменательно, что в Карале археологи не нашли оборонительных сооружений. Как и повсюду на Земле, в Америке — чем глубже мы заглядываем в древность, тем меньше мы наблюдаем следов патриархата.