16 февраля 2025

О ритуальном комплексе в Кноссе при греческих царях-ванаксах.

Ян Дриссен и Шарлотта Лангор в статье "ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОКРУГ «МИНОЙСКОГО» ПРОШЛОГО: ЛЕГИТИМАЦИЯ ВЛАСТИ В КНОССЕ ВО ВРЕМЯ ПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА" местами сообщают довольно интересные вещи:

"Кносс был местом ритуальных собраний и церемоний ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ПЯТИДЕСЯТИ поколений — и, вероятно, источником различных типов власти, когда в конце позднеминойского периода IA — датируемого по-разному концом семнадцатого или концом шестнадцатого века до н. э. — его центральное здание было ненадолго заброшено. Крит переживал свой самый тёмный период. Извержение Санторини и его последствия уничтожили ритуальные места, церемониальные центры и целые поселения. Когда (вулканическая) пыль снова осела в LM IB–II, руины кносского здания были расчищены, его стены были залатаны и украшены, а его кладовые снова были заполнены пифосами размером с человека. Многочисленные мастерские, производящие предметы из слоновой кости, фаянса и металла, а также ткани, мечи и колесницы, возникли вокруг главного здания. Но вместо жриц, танцовщиц и атлетов, десятки чиновников, владеющих либо стилусом, либо мечом (а возможно, и тем и другим), теперь перемещались по зданию, управляя повседневными делами дворца, города и внутренних районов. Возможно, впервые за свою долгую историю, здание теперь служило резиденцией главного администратора, который присвоил то, что, по-видимому, изначально было религиозным титулом, wanax. Это был, возможно, впервые в истории, настоящий дворец, обитель живого правителя. Новый режим уделял значительное внимание военным вопросам, и на то были весомые причины, поскольку дворец и место подверглись серии разрушительных событий в течение следующих двухсот лет. В течение этих лет здание, так или иначе, оставалось действующим, постепенно меняя свой внешний вид, пока не было окончательно заброшено, чтобы стать местом прошлого (в оригинале игра слов "дворец" и "место" - a real p(a)lace of memory)  — настоящим местом памяти — в тринадцатом веке до н. э. После шести тысяч лет непрерывной жизнедеятельности, центр кносского поселения переместился дальше на север, а место "дворца", возможно, стало альсом — священной рощей".

"После оккупации Крита греками-ахейцами, в Кноссе прекратили функционировать действующий "дворец" и мастерские. Но это был ещё не конец здания как такового, поскольку несколько его комнат были очищены и использовались как складские помещения и культовые зоны во время LM IIIB. Возможно, что дворец снова изменил функцию, став чем-то вроде храмового поместья, похожего на pa-ki-ja-na в Пилейском царстве. Город также продолжал быть заселённым, хотя и в менее впечатляющих масштабах относительно качества его домов, общественных удобств и размера". Культура в целом продолжала оставаться минойской, ибо "физическое присутствие греков-микенцев не означает, что культура не могла быть минойской".

Людоедство в неолитической Европе: факт или вымысел? (12)

Andrea Zeeb-Lanz в статье "Ритуальное сооружение в Херксхайме: синтез результатов и интерпретационных подходов" приходит к следующему заключению: 

"В целом, Херксхайм, по-видимому, стоит особняком и не имеет себе равных в мире LBK, учитывая огромное количество уничтоженных артефактов, экстремальную манипуляцию людьми и количество этих людейВсё это указывает на то, что, хотя здесь в конце LBK произошло нечто совершенно необычное".

Я обратил внимание на один интересный пассаж в её обширной статье:

"П. ван де Вельде утверждает, что общество LBK состояло из патрилокальных групп, конфликтующих с организацией половин, основанной на матрилинейных связях, которая имела не меньшую социальную значимость.

P. van de Velde argues that LBK society was composed of patrilocal groups, conflicting with a moiety organisation [1] based on matrilineages, which was equally of social relevance".