Andrea Zeeb-Lanz в статье "Ритуальное сооружение в Херксхайме: синтез результатов и интерпретационных подходов" приходит к следующему заключению:
"В целом, Херксхайм, по-видимому, стоит особняком и не имеет себе равных в мире LBK, учитывая огромное количество уничтоженных артефактов, экстремальную манипуляцию людьми и количество этих людей. Всё это указывает на то, что, хотя здесь в конце LBK произошло нечто совершенно необычное".
Я обратил внимание на один интересный пассаж в её обширной статье:
"П. ван де Вельде утверждает, что общество LBK состояло из патрилокальных групп, конфликтующих с организацией половин, основанной на матрилинейных связях, которая имела не меньшую социальную значимость.
P. van de Velde argues that LBK society was composed of patrilocal groups, conflicting with a moiety organisation [1] based on matrilineages, which was equally of social relevance".
Если это так, то строительство ритуальных ограждений в мире LBK было делом рук патрилокальных групп.
Патрилокальное проживание было своего рода вызовом древним матриархальным традициям. И, чтобы не "раствориться" в окружающем матрилокальном мире, патрилокальные группы должны были созидать альтернативную идентичность.
Andrea Zeeb-Lanz пишет про "экстремальные ритуалы, направленные на укрепление общей идентичности через общественные пиры и попытки воссоздать чувство социальной солидарности. В конце концов, ритуалы и пиршества особенно важны для сообществ в периоды социальной нестабильности и неминуемого распада и могут играть стабилизирующую и восстанавливающую роль. Особенно в те времена, когда общество нестабильно, праздники и ритуалы могут укреплять групповую идентичность".
Это всё правильно. Но о какой такой "групповой идентичности" говорит автор статьи?
В статье "О структуре поселений культуры ЛЛК" говорилось, что типичное поселение носителей культуры ЛЛК состояло из 3–4 домохозяйств и, как правило, на поселении был один дом значительной длины, обычно более 30 м. Эти домохозяйства и составляли естественную групповую идентичность. Мы нисколько не ошибёмся, если предположим, что это была родовая идентичность; все домохозяйства типичного поселения ЛЛК представляли собой владения одной большой (расширенной) семьи. Ну и, как все знают, чтобы быть членом семьи, вовсе не требуется строить "вавилонскую башню".
Значит, строительство "вавилонской башни" подразумевает создание иной, не-родовой социальной идентичности.
Мужики строят свою "вавилонскую башню". |
Интересно получается...
Я раньше предполагал, что мегалиты появились как защитная реакция матриархальной культуры Старой Европы на вторжение носителей враждебной патриархальной культуры [2]. Но теперь я уже так не думаю. Теперь меня терзают смутные сомнения. И я подозреваю, что строительство мегалитов следует связывать с созиданием новой (= патриархальной) социальной идентичности.
Когда-то, давным-давно, кажется ещё в запрошлом веке, я прочитал одну интересную мысль о рождении русского народа. Оказывается, он родился в походах князя Олега на Царьград. Войско представляло собой сборную "солянку" из варягов, славянских и угро-финских племён; перемешавшись в этом "плавильном тигле", они стали называться "русскими".
И возникает вопрос: а не с тою ли же целью собирали людей для строительства всех этих рвов и палисадов-ограждений? Чтобы получить новую коллективную идентичность "строителей мегалитов"? И чтобы эту новую социальную идентичность противопоставить старым родовым (= матриархальным) связям?
---------------------------------------------------------------------------------
[1] Moiety организация — это форма социальной организации, характеризующаяся разделением общества на две дополняющие части.
Чаще всего moieties — это группы, которые экзогамны, имеют однолинейное родство (родство по мужской или женской линии, но не по обеим) и имеют дополняющие роли в обществе.
Moiety организации могут иметь две основные формы:
1. Как особенность, связанная с регулированием брака, но не обязательно определяющая его.
2. Как система для разделения сообщества на две группы для церемониальных или других целей.
Например, в культуре тлинкитов члены moieties «Raven» и «Wolf» традиционно выполняли определённые задачи друг для друга, например, готовили похороны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий