17 марта 2023

Иберийские совы.

С 19 века на Пиренейском полуострове (это Испания и Португалия) археологи находят маленьких сов. Некоторые вырезаны из кости, большинство из камня -  плоских кусков сланца длинной 10-20 сантиметров. Некоторые хорошо проработаны, с чётким лицевым диском и перьевым узором, в других с трудом можно увидеть очертания птицы. Некоторые раскрашены или завёрнуты в ткань. Почти все совы, за редким исключением в виде трёхмерных фигурок, изображены анфас.

 

Как правило, этих сов находят в могилах. Производство сов продолжалось несколько столетий с 5500 до 4750 годов до нашей эры, а потом внезапно прекратилось.

Интересны дырочки в этих совах. Они заставляют вспомнить про статуэтки культуры Винча.

Троя была "пиратским гнездом"?

Мои представления о Трое могут со временем, по мере углубления в исследование данной темы, измениться, но сейчас я представляю её себе как пиратскую "занозу" в жопе у греков-ахейцев. Именно такую картинку показывает  калейдоскоп фактов:

1. Если легенда о похищении Елены Прекрасной Парисом имеет под собой историческую основу, то этот "киднеппинг" очень сильно напоминает позднейшую молву про финикийских торговцев, которые будто бы похищали и увозили на своих кораблях туземных девушек. Вообще, вплоть до времён викингов торговля и пиратство шли рука об руку; где можно было взять что-либо "на халяву", там и брали, а где был риск получить по зубам, там пираты "снисходили" до торговли.

2. Традиция сообщает нам о карийцах-пиратах (Athen., XV, 12) и о карийской талассократии — сразу же после взятия Трои (Diod., V, 84). Стало быть, Троя, до поры до времени, была конкурентом карийских пиратов в Эгеиде и не давала им развернуться в полной мере. А как только конкурента не стало, карийцы стали "держать шишку" на морях. 

3. По всей видимости, торговый маршрут из Эгеиды в Чёрное море через проливы Дарданеллы и Босфор был довольно оживлённым, и именно на этом маршруте "работали" пираты из Трои.

4. Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.

5. "Крепкостенная" Троя II, по результатам археологических раскопок, больше всего напоминает пиратское "гнездо", а не царский дворец, и уж тем более — не город.

Карийцы.

Карийцы — древние жители Карии на юго-западе Анатолии. 


Греческий историк Геродот писал, что «карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах.» Согласно Фукидиду, до минойцев Киклады заселили в основном карийцы (или же лелеги, которых в античности путали с карийцами). За островное происхождение карийцев говорит следующий факт, изложенный Фукидидом. Когда афиняне по приказу Писистрата очищали священный остров Делос от захоронений, то оказалось, что почти половина останков принадлежала карийцам, которых признали по оружию и другим признакам, соответствующим карийцам из Карии. 

По сведениям из Википедии, карийский язык принадлежит к лувийской ветви анатолийских языков [1], но лувийцы, родственники хеттов, пришли в Карию, когда там уже жили карийцы. Как говорит Википедия, "освоение территории начинается в бронзовом веке и имеет минойские характеристики" (Источник). Ну, это было бы удивительно, если бы эта территория, находящаяся в непосредственной близости от Крита, не испытала минойского культурного влияния.

Ю. В. Откупщиков в своей монографии "Догреческий субстрат. У истоков европейской цивилизации" (Издательство Ленинградского университета, 1988) приводит примеры карийского культурного влияния на классическую Грецию. Очевидно, после Тёмных веков культура в Элладе начала возрождаться именно из Карии и близлежащей Ионии (кстати, У. Виламовиц и Р. Леонгард отмечают, что ни один крупный город в Ионии не был основан греками). Там, на анатолийском побережье, дикари-дорийцы не так сильно похозяйничали, как в Элладе, и не затоптали ростки культуры.

"Показательно, что первые шаги ионийской культуры неразрывно связаны с именами карийцев. «Отец истории» Геродот был сыном карийца по имени Λύξης. Его дядя, известный эпический поэт, также носил карийское имя Πανύασσις. У основоположника ионийской философии Фалеса не только отец (Έξαμ^ης), но и сын (Κίβισσος) носили карийские имена. На знаменитой архаической статуе Геры Самосской, стоящей у истоков греческой скульптуры, мы находим опять-таки карийское имя — Χηραμύης. Создателем жанра биографии явился кариец Σκύλαξ из Карианды, написавший первую известную нам биографию (тирана Миласс Гераклида). Пародийно-сатирическая струя в истории греческой литературы восходит к поэмам «Маргит» и «Батрахомиомахия», автором которых считают брата карийской царицы Артемисии Пигрета. Этот список можно было бы и продолжить. Но уже и он вполне достаточен для того, чтобы считать все эти факты не случайным совпадением, а продолжением древней традиции культурного влияния на греков со стороны догреческого населения.