26 мая 2022

К вопросу о статуэтках культуры Триполья.

Просматривая сегодня ленту друзей, я, кажется, нашёл ещё одну культурологическую параллель.

Это полая женская антропоморфная фигура из глины. На ней представлена роспись по телу, чередование ромбовидных геометрических фигур и волнистых линий. Найдена в Филадельфии, провинция Гуанакасте, Коста-Рика. Датируется 500-800 гг. н.э.

А это - одна из трипольских женских антропоморфных фигур (ок. 4500 г. до н. э.):

По-моему, некоторое сходство имеется. Может быть, это всё же татуировка?

Мальтийская эндогамия.

"Палеогенетики прочитали три генома людей, живших в III тысячелетии до нашей эры на одном из мальтийских островов, и обнаружили, что ДНК всех этих индивидов содержит свидетельства инбридинга. Более того, количество гомозиготных генов у одного из этих людей оказалось вторым по величине среди всех известных доисторических геномов. Вероятно, он был потомком ближайших родственников. Учёные пришли к выводу, что в эпоху позднего неолита местная популяция была очень небольшой и практически не получала потока генов от людей, живших вне острова. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology".

Тут речь идёт об острове Гоцо, где расположен мегалитический храм Джгантия («место гигантов»).

 
План двух святилищ ("мать" и "дочь") храмового комплекса Джгантия

Как предполагают мальтийские археологи, храмы символизируют древнюю "мальтийскую Венеру". Вход вовнутрь - между её ног. 


Мужская и женская территории в мире пуэбло.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Племена группы пуэбло на юго-западе — хопи, зуни и пуэбло вдоль Рио-Гранде — также были земледельцами. Но на этой засушливой земле земледелие было очень тяжёлой работой, зависящей в некоторых деревнях от орошения, в других местах от специальных методов посадки, разработанных для того, чтобы корни растений могли отыскать хотя бы малейшую влагу в почве. Дичи было очень мало, недостаточно, чтобы мужчины могли заниматься охотой на постоянной основе. Поэтому, хотя поля принадлежали женщинам, унаследовавшим их от своих матерей, землю обрабатывали мужчины деревень. Они выращивали кукурузу, бобы, кабачки, тыквы и дыни. Женщины дополняли то, что производили мужчины, собирая дикорастущие растения и выращивая крошечные грядки перца чили, лука и других ароматных трав. Урожаи считались собственностью и ответственностью мужчин, пока они ещё не созрели, но как только урожай был собран и поступил в деревни, он принадлежал женщинам" (Источник).

Очевидно, дом и, шире, вся деревня, в космографии индейцев являлись сакральным местом. Там священнодействовали женщины, там царили женские порядки и установления, то был «женский удел». Сразу за пределами деревни заканчивались культура и цивилизация, которые отождествлялись с «женским уделом», и начиналась "дичь", то есть «мужской удел». Соответственно, всё, что находилось в «мужском уделе», принадлежало мужчинам, но как только мужчины приносили добычу на территорию «женского удела», она переходила в распоряжение женщин. Почему это было именно так, а не иначе, я недавно объяснял, но повторю объяснение ещё раз. В "большой семье", где есть маленькие и слабенькие, неприемлемы мужские конкурентные отношения, но вполне приемлемы женские распределительные отношения: "Сорока-ворона Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала...".

Иначе никак не объяснить, почему "урожаи считались собственностью мужчин, пока они ещё не созрели, но как только урожай был собран и поступил в деревни, он принадлежал женщинам". 

Тут есть над чем подумать...

1. Индивидуумы, безусловно, способны на зло... Но индивидуумы способны не только на это. Человеческая природа имеет множество способов самореализации, у людей много потенциала и возможностей. Какие из них проявляются, во многом зависит от институциональных структур...
...Если у нас есть институты, которые делают жадность единственным достоянием людей и превозносят эту жадность над другими человеческими качествами, у нас будет общество, основанное на жадности, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Ноам Хомский

2. "По настоящему свободный человек не продаётся и не нанимается."

- Альберт Парсонс. Один из первых американских социалистов, редактор анархистской газеты, оратор и профсоюзный активист. 

(Вот, кстати, североамериканские индейцы были истинно свободными людьми: они не желали "горбатиться" на "бледнолицых собак", и поэтому европейцам пришлось завозить негров из Африки.)

3. Не старайся болотной лягушке рассказывать об океане.

— Эрнст Юнгер

(Ну, это парафраз известной евангельской сентенции о бисере и свиньях.)

4. Что следовало бы сделать прежде всего, так это переписать все учебники истории, выкинув из них всех этих героев, генералов, вождей и прочих. Главное, что следовало бы написать в учебниках, это то, что человек по природе своей плох.

Иосиф Бродский

(Но, добавил бы я от себя, у человека имеется возможность "выдавливания из себя по капле" своей плохости, по Чехову, и бесконечного совершенствования своей плохой природы.)

5. Желания мои весьма скромны. Портреты главы государства не должны превышать размер почтовой марки.

Владимир Владимирович Набоков

6. Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как следствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности… — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросом бытия русской державы.

Петр Аркадьевич Столыпин

(А ведь со дня смерти П. А. Столыпина вопрос бытия русской державы так и находится в подвешенном состоянии.)

Источник картинки

Женские трудовые артели у индейцев племени сенека.

Кэролин Найтхаммер  пишет:

"Многие женщины из числа коренных американцев работали на земле в дополнение к диким растениям и животным, которые они добывали в лесах и на равнинах. Среди них были женщины племени гуронов и конфедерации ирокезов (сенека, кайюга, мохок, онондага и онейда), жившие недалеко от озера Онтарио. Хотя мужчины помогали в тяжёлой работе по расчистке земли, именно женщины готовили землю к посадке, следили за растущими растениями и собирали урожай. 

Iroquois Seneca Indians

Женщины сенека вместе работали на полях под руководством матроны, уважаемой пожилой женщины, которую они избирали весной и соглашались подчиняться ей. Они начинали работу на поле одной женщины, трудились там до тех пор, пока не были выполнены необходимые задачи, а затем переходили на поле другой женщины. В обязанности матроны входило следить за тем, чтобы все женщины работали вместе, чтобы не было жалоб на то, что некоторым женщинам приходилось работать больше, чем другим. Она также наблюдала за периодами отдыха, когда женщины пели, играли в игры и рассказывали истории. Сбор урожая тоже был общим делом. Каждое общество взаимопомощи делилось на три группы: первая группа очищала кукурузу и собирала початки в корзины, другие носили кукурузу к местам хранения, а остальные женщины готовили угощение для работниц в поле" (Источник). 

Надо полагать, что и на полях Старой Европы порядок исполнения сельскохозяйственных работ выглядел аналогичным образом, с теми или иными небольшими вариациями.

Индейский социализм.

"По оценкам, в некоторых индейских обществах охотников и собирателей женщины выполняли до восьмидесяти процентов работы, необходимой для обеспечения семьи продуктами питания", - говорит Кэролин Найтхаммер (Источник). Также "ей часто приходилось строить жилище в первую очередь — будь то типи из шкур, хижина из травы или дом из адоба— и изготавливать каждый предмет, который она использовала — роговые ложки, корзины, горшки, иглы, деревянные изделия и одежду". 

"Среди кри, проживавших на севере Великих равнин на территории нынешних Саскачевана и Манитобы, женщина имела абсолютное право распоряжаться всем, что находилось в палатке, за исключением тех немногих вещей, которые являлись личной собственностью её мужа. Как только дичь в виде шкур и мяса попадала в семейное типи, они становились собственностью женщин, и мужчинам не приходило в голову вмешиваться в использование этих продуктов своими жёнами.

Хотя во многих общинах женщины полностью контролировали запас продуктов, это не давало им права отказывать в помощи голодающим. Напротив, в большинстве индейских культур высоко ценились щедрость и гостеприимство. Среди коренных американцев был почти универсальный обычай: как только гость входит в дом, ему или ей сразу же предлагают еду. Неважно, сколько было времени и сколько гостей было у женщины, предложение еды было первым актом внимания. Гость, в свою очередь, должен был отведать предлагаемое ему, даже если он был сыт. Щедрость и делёж пронизывали даже самые незначительные повседневные дела. Когда женщина-омаха одалживала котелок у своей соседки, ожидалось, что она вернёт его с порцией приготовленного.