26 мая 2022

Индейский социализм.

"По оценкам, в некоторых индейских обществах охотников и собирателей женщины выполняли до восьмидесяти процентов работы, необходимой для обеспечения семьи продуктами питания", - говорит Кэролин Найтхаммер (Источник). Также "ей часто приходилось строить жилище в первую очередь — будь то типи из шкур, хижина из травы или дом из адоба— и изготавливать каждый предмет, который она использовала — роговые ложки, корзины, горшки, иглы, деревянные изделия и одежду". 

"Среди кри, проживавших на севере Великих равнин на территории нынешних Саскачевана и Манитобы, женщина имела абсолютное право распоряжаться всем, что находилось в палатке, за исключением тех немногих вещей, которые являлись личной собственностью её мужа. Как только дичь в виде шкур и мяса попадала в семейное типи, они становились собственностью женщин, и мужчинам не приходило в голову вмешиваться в использование этих продуктов своими жёнами.

Хотя во многих общинах женщины полностью контролировали запас продуктов, это не давало им права отказывать в помощи голодающим. Напротив, в большинстве индейских культур высоко ценились щедрость и гостеприимство. Среди коренных американцев был почти универсальный обычай: как только гость входит в дом, ему или ей сразу же предлагают еду. Неважно, сколько было времени и сколько гостей было у женщины, предложение еды было первым актом внимания. Гость, в свою очередь, должен был отведать предлагаемое ему, даже если он был сыт. Щедрость и делёж пронизывали даже самые незначительные повседневные дела. Когда женщина-омаха одалживала котелок у своей соседки, ожидалось, что она вернёт его с порцией приготовленного.

Гостеприимство и щедрость в еде были особенно важны для жителей пустыни, которые не могли накопить большие запасы продовольствия, чтобы пережить неурожайные времена. Женщины папаго постоянно делились тем, что они приготовили, со своими соседями, которые все были родственниками в той или иной степени. В конце каждого дня, примерно в то время, когда готовился ужин, можно было видеть, как дети снуют по деревне, переходя от хижины к хижине, помогая своим матерям раздавать порции тушёного мяса или овощей. Никто никогда не голодал, если в деревне была еда. Если домохозяйка не готовила в определённый день, либо потому, что ей нечего было готовить, либо даже если она была слишком занята другими делами, у её семьи всё равно было бы что-нибудь на ужин, потому что блюдо обязательно пришло бы от кого-нибудь из её родственников. 

Конечно, ожидалось, что тот, кто получил в подарок еду, ответит взаимностью, как только сможет, поэтому необходимо было выработать определённые эквиваленты. Женщины папаго обычно делали корзины стандартных размеров и украшали их чёрными линиями, идущими параллельно краю. Домохозяйка, получившая корзину с продуктами, тщательно отмеряла количество полученной еды в соответствии с чёрной линией на корзине и обязательно возвращала равную порцию. Для женщины вернуть больше, чем она получила, считалось добродетелью, а ответить меньшим - социальным самоубийством. Запасание еды было серьёзным проступком, и нарушители подвергались остракизму в социальной группе. Скупая женщина быстро понимала, что сэкономленные ею продукты не могут компенсировать одиночество, унижение и отсутствие помощи, когда та в ней нуждалась".

Что тут сказать? — Социализм в той же мере присущ родовому обществу, как и муравьям в муравейнике. Этот социализм базируется на семейно-родственных отношениях: все жители деревни являются родственниками друг другу, в той или иной мере, а женщины, готовящие и распределяющие пищу, уподобляются матерям большого семейства. Конечно, для такой солидарности необходимо матрилокальное проживание, - с какой стати женщина, вырванная из своего рода, станет готовить пищу и делиться ею с чужаками в деревне мужа?

В современном обществе никто ни с кем не делится. Каждый обыватель думает про себя: я что — самый богатый? Есть люди гораздо богаче меня, - всякие миллиардеры и прочие "мистеры Твистеры" владельцы заводов, газет, пароходов, - вот пусть они и жертвуют на благотворительность. В ситуации, когда государство получает ежедневно миллиард долларов за продажу нефти и газа (Источник), просто смешно ожидать, что кто-то станет кормить кого-то. Что же я свои последние копейки буду отдавать, когда у государства "бабла" немеряно?!

Комментариев нет:

Отправить комментарий