Ф. Ф. Зелинский в статье "Гомеровская психология" обращает внимание на различие погребальных практик в Древней Греции:
"Гомер принципиально не признаёт культа душ, — он бесцелен, раз путём сожжения трупа разрушена всякая связь между душой и миром живых. Но его признавала догомеровская культура, не знавшая ещё сожжения трупов. По её представлению, душа умершего живёт с ним, при нём и в его могиле, пребывая в таинственной связи с телом; она сохранила свои потребности, но не может пользоваться для их удовлетворения органами своего застывшего и разлагающегося тела, она нуждается поэтому в уходе со стороны живых. Она сохранила и свои чувства любви и вражды, особенно вражды к тому, кто был виновником её смерти, и требует мести от наследника своей крови, мстя и сама при наличности известных условий — на то дана ей страшная, хотя и загадочная сила. Что такая душа сохранила свой тюмос, — это понятно само собой, тут никаких сомнений даже возникнуть не может.
И вот вводится обычай сожигания трупов; его последствие — по мнению Роде (Psyche, S. 29), очень правдоподобному, также и его цель — состоит в том, чтобы разорвать связь между душой и миром живых, отправляя её, как бессознательное подобие, в далёкую обитель Аида".
Очень интересные соображения. Действительно, начиная, по меньшей мере, от эпохи натуфийской культуры около 12 500 лет до н. э. и вплоть до дольменной культуры на Западном Кавказе (2900/2800 — 1400/1300 л. до н. э.), мы повсюду наблюдаем озабоченность людей сохранением "мощей" умерших предков. Соответственно, с большой долей вероятности мы можем предполагать наличие культа мёртвых (или культа предков, или культа душ). В "мощах" теплится уголёк души умершего человека, а это значит возможность общения с душою умершего человека. Очевидно, такая практика существовала на всём Ближнем Востоке и, в частности, на территории Палестины, до прихода туда евреев. Судя по упоминаням в Библии терафимов, общение с духами умерших предков существовало и в Израиле. Об этом же свидетельствует и запрет на некромантию: «И если какая душа обратится к вызывающим мёртвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Моё на ту душу и истреблю ее из народа её... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мёртвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:6,27).
Здесь можно поставить знак равенства между родовым обществом и культом мёртвых. Поскольку матриархальные общества, как правило, отождествляются с родовыми обществами, то культ предков можно смело причислять к основным признакам матриархата. В родовом (=матриархальном) обществе решения принимаются на основании того, что скажет дух "мамы", умершей много лет (может быть даже веков) назад. В государственном (=патриархальном) обществе все решения принимает сиюминутный самодержец, "калиф на час"; он ни с кем не советуется и не терпит никаких иных мнений. Поэтому все "ашеры" — в топку, и чтобы духу от них никакого не было! В данном контексте рассматривается и кремация как погребальная практика: если уничтожать трупы на огне, то не будет и "мощей"; а если не будет "мощей", то не будет и культа мёртвых; если же не будет культа мёртвых, то не будет никаких иных авторитетов кроме авторитета вождя/царя.