Мария Изабель Педрера Перес, более известная как Мага Бет, является автором книги "Великий секрет Санта Муэрте" [1].
Она говорит, что Дева Мария Гваделупская являлась единственным общепринятым символом религиозности мексиканского народа. Но вот, в 70-е годы XX века в местечке Катемако, штат Веракрус, один из жителей обнаружил нарисованное изображение на деревянной стене своей хижины и обратился к местному священнику. Священнику надо было бы сказать крестьянину, что это очередное явление Девы Марии, однако он почему-то не признал Богородицу в изображении, и так появилась Санта Муэрте.
Очевидно, в образе Санта Муэрте воплотились какие-то доиспанские верования индейцев, которые по сей день сохраняются в мексиканской культуре в латентном виде. Примером тому служит День Мёртвых, посвящённый памяти усопших предков, который отмечают 2 ноября [2], и в основе которого лежит идея воспоминaния об ушедших с радостью, сопровождавшей их при жизни, а не с чувством горечи от их утраты. Именно поэтому музыка и танцы – обычное явление на похоронах в Мексике.
Дроны во время празднования Дня мертвецов, Мексика, 2 ноября 2021 года.
Интересно, что культ Санта Муэрте часто ассоциируется с преступниками, проститутками и наркоторговцами, так как люди, живущие в условиях постоянного риска, на грани жизни и смерти, склонны почитать Её с особым почтением. Они зачастую носят кулоны или объекты с Её изображением, а иногда даже делают себе татуировки. Получается, что образу Санта Муэрте поклоняются люди, ведущие опасный образ жизни.