Г. В. Любимова в небольшой статье "Явление иконы Пресвятой Богородицы (к вопросу о некоторых особенностях религиозного сознания сельского населения Сибири)" показывает, как в XIX веке происходило появление святилищ и образование монастырских конгрегаций вокруг этих святилищ. Хотя в статье говорится о православном монашестве, я полагаю, что, в принципе, похожие процессы происходили и в древнем язычестве. Недавно, говоря о мегалитических святилищах на о. Мальта, я высказывал предположение о том, что там моли быть женские конгрегации служительниц Богини. Если святилища являлись центрами паломничества, то служительницы могли кормиться от паломников, ибо, как говорил Иисус (и повторял ап. Павел), «трудящийся достоин пропитания».
Итак, Г. В. Любимова сообщает, что в Заринском районе Алтайского края ей удалось выявить однотипные культовые комплексы, состоявшие в недавнем прошлом из возведённой над святым источником храмовой постройки, включавшей в себя обширную подземную часть. В районах расположения указанных комплексов были зафиксированы бытовавшие до настоящего времени поверья о чудесном явлении иконы Божьей Матери в водах святого источника.
По свидетельству местных жителей, "Пещёры здесь давно, их два монаха вырыли - Иван и Данила. Один был местный, другой - пришлый, безродный. У них в горе землянки были с окошками, кровати деревянные, лавки. Сами пещёры были выше расположены, там тоже столы стояли, иконки на стенах висели. Всё это на моей памяти было" (П.М.Старостина, 1913 г.р., с. Среднекрасилово). "Прямо на колодце у монахов часовня стояла. К ним стали люди ходить - Богу молились, деньги несли. После революции монахов убили, думали, что у них несметные богатства, но так ничего и не нашли. Источник недавно восстановили, сделали навес, но не на том месте, что раньше" (Е.П.Лапина, 1928 г.р., с.Среднекрасилово).