Карл Кереньи считает, что критский Зевс представляет собой совершенно особую фигуру, относящуюся к архаическим слоям эгейской цивилизации и не имеющую никакого отношения к патриархальной эллинской религии. В частности, он утверждает:
В легенду о рождении на Крите божественного младенца имя «Зевс» было привнесено уже греческим истолкованием (interpretatio Graeca). Для критян рождение божества представлялось заревом, исходящим из глубокой тьмы пещер [1].
Кереньи связывает предание о пещере Зевса и свете, который, по легенде, из неё стал бить, с архаическими ночными праздниками матриархальной религии, чьи адепты праздновали в пещерах мистерии, включающие использование экстатических напитков на основе мёда и факелы, свет которых и был сиянием, освещавшим святилище изнутри.
Аналогичные мистерии проводились и в Кносском дворце-храме, в центре которого, как пчеломатке в улье, пребывала «великая жрица» или сама богиня, Великая Мать.
В Кноссе, на предназначенной специально для этого площадке для плясок, устраивалась открытая для публики танцевальная процессия, участники которой проделывали путь к «владычице лабиринта» и обратно. Сама владычица находилась в центре настоящего лабиринта, то есть подземного царства; там она рождала своего таинственного сына, тем самым даруя надежду на возвращение к свету. Этим сыном был Минотавр.
Критский миф уточняет, что Зевс был подвешен на дереве, и с детства его охраняли хтонические куреты и корибанты[2]. Обе детали явно указывают на то, что здесь индоевропейский Зевс рассматривается как аналог Аттиса: дерево, на котором он был подвешен (между небом и землёй), является символом самого Аттиса, а куреты и корибанты (как и кабиры) представляют собой типичных спутников Кибелы (цит. по: А. Дугин. Эллинский логос. Долина истины. — М.: Академический проект, 2016. С. 62).
*******
Здесь сами собой напрашиваются аналогии-параллели между крито-минойским Минотавром и букраниями из неолитического поселения возле Чатал-Хююка.
![]() |
| Рельефная фреска с изображением быка на северном входе Кносского "дворца". |
![]() |
| Фотография с раскопок Чатал-Хююка, сделанная во время одного из прошлых археологических сезонов |
На Крите Пасифая рожает Минотавра, и в Чатал-Хююке богиня рожает быкоголовое рогатое дитя.
![]() |
| Пасифая с младенцем Минотавром. |
![]() |
| Прорисовка фресок из Чатал-Хююка. |
Под таким углом зрения можно взглянуть и на трон в Кносском "дворце"-лабиринте.
![]() |
| Одна из реконструкций "тронного зала". |
Вполне возможно, что именно на этом троне богиня рожала своё рогатое дитя, которое греки обозвали Минотавром.
Недавно в записи "Роды на царском троне" я акцентировал внимание на том, что знаменитая "богиня из Чатал-Хююка" восседает на царском троне и при этом рожает ребёнка.
И здесь снова обратимся к вышесказанному: во-первых, "для критян рождение божества представлялось заревом, исходящим из глубокой тьмы пещер", и, во-вторых, в Кноссе участники танцевальной процессии "проделывали путь к «владычице лабиринта» и обратно".
Это очень сильно напоминает Элевсинские мистерии. Там ведь тоже было зарево света. Плутарх говорит: «Тот, кому удаётся проникнуть внутрь (святилища) и увидеть яркий свет, от святыни (Анакторона) исходящий, в изумлении умолкает. Внимательно и смиренно он внемлет … Богу». [Плутарх. De profectu in virtute. 81 d-e.].
Свет был, и огонь был, но при этом ничего не сгорало в огне. Мне думается, что то был свет как горе Преображения.
![]() |
| Икона Преображение Господне. |
Я не согласен с мнением Карла Кереньи о том, что участники матриархальных мистерий "использовали экстатические напитки на основе мёда и факелы", - это ничем не подтверждается.
Но, с другой стороны, у меня появилось наитие о связи Минотавра и Аттиса. По всей видимости, тут речь идёт о "втором рождении". Именно поэтому Минотавр представляется уродом, а Аттис — таким красавчиком, что "ни в сказке сказать, ни пером описать".
Очевидно, потому Аттису и не нужны мужские яйца, что после "второго рождения" (= преображения) он выходит за пределы животного мира, а следовательно и за пределы животной эволюции с её совокуплениями, "ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах" (Мф. 22:30). Ну, так, по крайней мере, в идеале, в задумке.
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Кереньи К. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни. М: Ладомир, 2007. С. 39.
[2] Коза Амалфея повесила Зевса в колыбели на дерево, чтобы его нельзя было найти ни на небе, ни на земле, ни в море. Пчёлы носили мёд маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные куреты (жрецы Реи) ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы Зевса участь его братьев и сестёр.








Комментариев нет:
Отправить комментарий