15 июня 2022

Большая семья.

Как указывают историки, в глубокой древности человек воспринимался другими людьми не столько как отдельная личность, сколько как член определённого рода. Все слышали поговорку: «По одёжке встречают…» – но мало кто, кроме учёных, помнит теперь, что она явилась к нам из тех далёких времён, когда узор, покрой и расцветка одежды однозначно говорили, из какой местности тот или иной человек, из какого он племени, из какого рода. 

Ни о какой власти мужа над женой, а значит, и о жестоком, деспотическом отношении к ней в древнем роду не могло быть и речи. Власть и деспотизм начинаются тогда, когда имеет место имущественное неравенство – иначе с какой бы стати женщина безропотно сносила обиды? Между тем члены рода, как уже говорилось, владели всем сообща. А кроме того, в ту пору ещё жива была память о матриархате – периоде в истории человечества, когда главное значение в повседневной жизни имели психические качества, присущие именно женщинам: уравновешенность, рассудительность, стремление умножать и хранить, а не разрушать. Конечно, не следует думать, будто при матриархате женщины охотились и валили лес, а мужчины сидели дома с детьми. Вероятнее всего, разделение труда было таким же, что и в позднейшие эпохи, ведь разница в физических возможностях была та же, что и теперь. Просто первобытный мужчина, которого мы привыкли считать «диким и грубым», гораздо лучше своего теперешнего собрата понимал, чем в действительности является Женщина для человечества. Мужчина считал себя хранителем и защитником Женщины – золотого фонда человечества, а вовсе не её «повелителем и господином». «Смена власти» произошла гораздо позже – когда человечество выучилось воевать. Надо думать, к тому времени, когда оно наконец поумнеет и будет окончена последняя война, в правительствах станет куда больше женщин…

Род превыше всего.

Когда сегодня мужчина и женщина собираются пожениться, их первым делом спрашивают: «Любите ли вы друг друга?» Тем самым общество признаёт право двух отдельных личностей соединить свои жизни по индивидуальной склонности – по любви. И не перечесть романтических историй о мужчинах и женщинах, чьё пылкое чувство превозмогло все препятствия, чинимые судьбой, злыми людьми или слишком заботливыми родственниками. Причём наши симпатии полностью на стороне влюблённых: любовь всегда права, как выразился поэт. Личные чувства двоих – вот самое главное. Мы считаем нравственным лишь брак по любви. По расчёту или по настоянию родственников – что может быть отвратительнее?..

Но вот всегда ли так было и всегда ли понятия о нравственности в любви и браке были такими же, как теперь? 

В условиях родового строя (и много позже) в собственном восприятии и в восприятии общества человек оставался в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. Соответственно, моральными считались только такие поступки, которые способствовали процветанию рода. А это значит, что, если одна большая семья на своём совете решала породниться с другой, обретая тем самым новых друзей и союзников, юноша и девушка должны были вступать в брак, что называется, без разговоров. Именно такое поведение считалось высоконравственным! Вздумай кто-нибудь отказываться и нести всякую чепуху, мол, «не люблю», на него, скорее всего, посмотрели бы косо. А чего доброго – прокляли бы, сделали изгоем, вычеркнутым из жизни. Общество сурово осуждало подобное пренебрежение интересами рода, и, понятно, на это отваживались лишь самые отчаянные и сильные люди. Вот только в большинстве случаев доставалось им не всеобщее сочувствие, как теперь, а наоборот – всеобщая неприязнь. 

(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
 

Очень скромный надгробный памятник. Скромнее не бывает.

«... У всякого места упокоения усопшего в ногах вколачивали палку длиною аршина в три, и к ней привешивали белые платки или длинные полотенца» (на снимке).

Место упокоения усопших в деревне Старое Афонькино. Снимок 1990 года. Фотография доктора исторических наук Антона Кирилловича Салмина.

«...Чуваши говорят, что на самых старинных кладбищах могилы вырыты поперёк, то есть головами к северу, а ногами к югу...». Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. 1840 год.

Да, эти вышитые полотенца, которые у русских называются по-украински "рушники" (так, по крайней мере, в Липецкой области, где я живу), и в орнаменте которых учёные находят древние языческие символы, - они кое-где в деревнях до сих пор обладают сакральной аурой. Как правило, женщины вешают свои рушники на иконы. Используются они и в брачной, и в погребальной обрядности. Говорят, раньше у чуваш вышитые полотенца развешивались на деревьях в кереметях (священные рощи) в жертву духам, на них ставилась и ими покрывалась обрядовая пища. Любопытно также сравнить эти полотенца с лентами, которые до сих пор развешиваются на деревьях на Алтае. Наверно, этот обычай идёт с незапамятных времён, когда женщины (особенно беременные) приходили в заветные рощи и развешивали там на ветках свои маленькие жертвоприношения берегиням. Ныне туристы вешают на деревья медицинские маски вместо лент.


Как пишут интернет-пользователи, помимо масок туристы в дар «духам гор» вешают на деревья перчатки, носки и целлофановые пакеты (Источник). Хм, ну а что вы хотели от поколения, оторванного от Традиции?!