Когда сегодня мужчина и женщина собираются пожениться, их первым делом
спрашивают: «Любите ли вы друг друга?» Тем самым общество признаёт право
двух отдельных личностей соединить свои жизни по индивидуальной
склонности – по любви. И не перечесть романтических
историй о мужчинах и женщинах, чьё пылкое чувство превозмогло все
препятствия, чинимые судьбой, злыми людьми или слишком заботливыми
родственниками. Причём наши симпатии полностью на стороне влюблённых:
любовь всегда права, как выразился поэт. Личные чувства двоих – вот
самое главное. Мы считаем нравственным лишь брак по любви. По расчёту
или по настоянию родственников – что может быть отвратительнее?..
Но вот всегда ли так было и всегда ли понятия о нравственности в любви и браке были такими же, как теперь?
В условиях родового строя (и много позже) в собственном восприятии и в восприятии общества человек оставался в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. Соответственно, моральными считались только такие поступки, которые способствовали процветанию рода. А это значит, что, если одна большая семья на своём совете решала породниться с другой, обретая тем самым новых друзей и союзников, юноша и девушка должны были вступать в брак, что называется, без разговоров. Именно такое поведение считалось высоконравственным! Вздумай кто-нибудь отказываться и нести всякую чепуху, мол, «не люблю», на него, скорее всего, посмотрели бы косо. А чего доброго – прокляли бы, сделали изгоем, вычеркнутым из жизни. Общество сурово осуждало подобное пренебрежение интересами рода, и, понятно, на это отваживались лишь самые отчаянные и сильные люди. Вот только в большинстве случаев доставалось им не всеобщее сочувствие, как теперь, а наоборот – всеобщая неприязнь.
(Фрагмент из книги М.Семёновой "Мы - славяне!")
Комментариев нет:
Отправить комментарий