20 октября 2022

Донурагическая Сардиния.

Культура Бону-Игину — донурагическая археологическая культура, существовавшая на Сардинии в период около 4600 — 2900 гг. до н. э. Считается первой культурой на Сардинии, которая использовала естественные пещеры в качестве небольших гробниц-некрополей.

Судя по артефактам, культура была матриархальной.
 


Фигурка эпохи неолита из некрополя Куккуру-с'Арриус в Кабрасе. Культура Бону Игину, 4000–3400 гг. до н. э., сейчас находится в Национальном археологическом музее Кальяри на Сардинии, Италия.

О "высоком статусе" в обществах Старой Европы.

"Неподалёку от румынского города Орадя археологи раскопали погребение представительницы энеолитической культуры Тисаполгар-Романешты, совершённое около 4500–4000 годов до нашей эры. Она обладала высоким статусом, на что указали 169 золотых колец для волос, многочисленные костяные и золотые бусины, а также медный браслет" (Источник).

Конечно, "высокий статус" человека, жившего в Старой Европе около 4500 года до н. э., очень сильно отличается от современного "высокопоставленного" человека. Скорее всего, разного рода побрякушки сложили в могилу умершей женщины её родственники и односельчане. Я полагаю, в качестве последнего дара за всё то доброе и хорошее, что покойница совершила при жизни. Там дальше в статье Михаил Подрезов говорит, что в культуре Тисаполгар-Романешты "умерших обычно сопровождали большим количеством погребальных принадлежностей: керамической посудой, медными и каменными предметами вооружения и орудиями труда, изделиями из кости и глины, а также украшениями, в том числе из золота и жемчуга".


Антропологический тупик.

Пишут, что сибирские неандертальцы практиковали патрилокальность (женщины проживали в семье партнёра). "Образцы генетического материала из Чагырской пещеры, как и геном более раннего неандертальца из Денисовой, содержат признаки инбридинга — близкородственного скрещивания [1]. Достаточно хорошо известно, что неандертальцы жили в небольших сообществах (возможно, по 10-30 особей в группе) с очень низкой плотностью населения в том или ином регионе. То есть притока свежих генов иной раз просто не было" (Источник).

В этом смысле, ещё раз нужно подчеркнуть выдающуюся роль экзогамии в выживании рода человеческого. О связи экзогамии и матриархата говорилось в статье "Экзогамия и матриархат". Я думаю, что у кроманьонцев, в пику неандертальцам, должно было появиться альтернативное общественное устройство, иначе они тоже вымерли бы как мамонты.

В продолжение темы интересные мысли у Поспелова:

"Когда мы выбирались из лесов, саванн, джунглей, строили первые города и полисы, тогда ценным навыком было отрекаться от животной части и презирать её.
Тогда это было важно и актуально.
Разумный венец творения, все дела".

И далее Поспелов жалуется на то, что в настоящее время человечество деградирует к тому первоначальному уровню, от которого оно столько веков упорно отрывалось. "И сейчас, когда угнетающие или ужасающие волны психической заразы катятся по пространству одна за другой, можно очень остро ощутить, как ресурс человеческого себя исчерпывает, на фоне ПОВСЕМЕСТНОЙ неопределённости, шока, паники и хаоса. Мы попадаем в естественное животное состояние" (Источник).

О крито-минойской теократии.

Как заметил Нильссон, минойская религия представляет собой книгу с иллюстрациями, но без текста. Поэтому я вчера написал два разных толкования на одну картинку. Какое из них ближе к истине — я и сам не знаю.

Сегодня продолжу те же экзерсисы, помогающие раскрыть крито-минойскую властную "вертикаль" (если, конечно, она имела место быть). Меня забавляют настойчивые попытки обнаружить у минойцев царей. Видимо, люди никак не могут допустить, чтобы такая высокоразвитая цивилизация существовала без царей. У древних греков, живших позже минойцев, царей не было. Микенские ванаксы — это копия позднейших скандинавских викингов, предводителей дружин. Можно ли Рагнара из фильма "Викинги" (1958) считать царём? 


Да таких "царей" у викингов было как собак нерезаных! То же самое - и у греков-ахейцев. Но если централизованной царской власти не было у более "прогрессивных" греков, тогда с какой стати её искать в более архаичном обществе крито-минойцев? Если греки всю свою историю жили в полисах, то почему минойцы должны были жить в едином государстве?

В. Г. Борухович в статье "Зевс Минойский (следы культа верховного критского божества в греческих мифах и религиозных обрядах)" говорит, что, согласно древнегреческому мифу, "первый царь Крита (Кносса) Минос был сыном Зевса. Божественное происхождение Миноса может служить доводом в пользу того, что царская власть на минойском Крите носила теократический характер". 

Пасифая с маленьким Минотавриком. Рисунок на тарелке.