03 января 2024

"Хозяйки тайги".

А. А. Бурыкин в статье "Представления манси о хозяйках леса мис-нэ и их аналоги в религиозных воззрениях народов Сибири и Дальнего Востока" говорит, что у хантов и манси "особое место занимают сверхъественные существа-духи, именуемые по-хантыйски миш, по-мансийски мис, точнее мис-нэ, представляемые в роли прекрасных девушек, имевших функции покровительства охотникам и принесения охотничьей удачи". 

"Персонажи, сходные с мансийскими хозяйками тайги мис-нэ, имеются у целого ряда народов Западной и Южной Сибири. Согласно воззрениям алтайцев, среди обитателей мира духов имеются духи албыс или албасты, - они встречаются с охотниками и вступают с ними в связь".

(А я, просматривая по вечерам передачи телеканала "Глазами туриста", задавался вопросом: и чего это молодые мужчины строят избушки и землянки в лесу и уходят туда ночевать? — Теперь всё понятно...)

"Считается, что этих духов-девушек приманивают сказки и песни, рассказываемые охотниками — так появляется мост, связывающий сказительную традицию, в которой заключена способность привлекать покровительствующих духов, и шаманскую практику, в которой важное место занимает призывание духа-помощника".

"Такие же духи в женском обличье есть и у тувинцев, но у них они не так прелестны, как у алтайцев. Впрочем, у тувинцев албасы могли менять пол и нападать на мужчин и женщин, превращаясь при этом в существа противоположного пола по отношению к тому, на кого они нападали. Также у ительменов, согласно описанию Е. П. Орловой, имеется дух фех, который превращается то в мужчину, то в женщину в противоположность полу того человека, с которым он встречается в лесу". 

Древнейшее изображение лабиринта?

Обычно бык, изображённый на этой верхнепалеолитической фреске из пещеры Ласко, трактуется как раненый зверь с выпущенными кишками.


Однако сегодня я увидел другого бычка среди петроглифов нагорья Тассили в Северной Африке.

North African hartebeest with double spiral by David Coulson

Тут я ещё вспомнил о том, что Карл Кереньи в своей монографии "Исследования лабиринта" приводил изображения внутренностей жертвенных животных, по которым, вероятно, производилось гадание.


Интересно, что
кишки изображены в форме спирали. «Они повёрнуты влево и затем разветвляются» - переводит надпись ассириолог, опубликовавший первое исследование этого сюжета. Он добавляет: «Это должно означать, что внутренности образуют сначала закрученную влево спираль, которая потом заканчивается, и отдельные кишки напрямую стремятся к выходу из кишечника. Рисунок подтверждает это объяснение».

Из вавилонского «архива внутренностей» II.

Карл Кереньи связывает кишки во чреве животного с подземным миром во "чреве" Матери Земли. Так, может быть, и в эпоху верхнего палеолита подземный мир, облечённый в спиральную форму, уподоблялся внутренностям? Может быть, на фреске из пещеры Ласко мы видим древнейший прообраз лабиринта? Тем более, что пещера и образ птицы связаны по смыслу - так же, как лабиринт и журавли.

Кристенсен писал о том, что лабиринт «со своими поворотами и тупиками, из которых никто не в состоянии найти выход», может быть лишь отражением царства мёртвых. Ну, да, это так. Однако, тем не менее, выход из лабиринта есть. Недаром же там изображена птица-душа рядом с умирающим человеком. Выход не в горизонтально-телесной, а в вертикально-духовной плоскости.

Дольмены и Гипогей Мальты.

Гипогей Хал Сафлиени на о. Мальта можно рассматривать как большой дольмен, а дольмены Западного Кавказа — как миниатюрные "гипогеи".

Гипогей Хал Сафлиени

Гипогей использовался как склеп, поскольку там были обнаружены кости 7000 человек. Эксперты говорят, что это было место, где люди проводили ночь, практикуя инкубацию, то есть исцеление посредством снов. Такая интерпретация использования гипогея возникла потому, что именно здесь археологи нашли статуэтку Спящей Леди.

Интересные, однако, получаются инкубации — в склепе с покойниками. А что, в другом месте, без покойников, нельзя было устроить инкубации? Так, может быть, это были вовсе не инкубации, а нечто иное?

Известно, что "избранник духов" во время своей "шаманской болезни" долго блуждает по лесу, и бывает так, что он, как бы случайно, набредает на аранкас покойного шамана. Там-то и происходит "крещение" неофита духом покойного шамана.

Может быть, с тою же целью совершались "инкубации" и в Гипогее? Если люди там спали, то они, по сути, спали в могиле.

Ну а дольмены как будто специально сделаны так, чтобы можно было вытащить пробку и, если не залезть внутрь дольмена, то, по крайней мере, "выпустить джина из бутылки".

"После захоронения шаманы не забываются людьми. Каждый может прийти и обратиться к духу покойного с просьбой о помощи. Аранкасы находятся в священных рощах, к которым и сейчас устраиваются специальные экспедиции. Считается, что после просьбы обратившегося человека, дух шамана снова появляется на земле и помогает просившему. Как же получается, что дух может связываться с людьми? Всё дело в захоронении шамана. Несмотря на то, что плоть исчезает, остаётся тело смерти – кости. И через своё захоронение шаман ещё долгое время может помогать людям на земле" (Источник).

Всё из вышесказанного может быть отнесено и к дольменам. А про Гипогей на Мальте мы знаем, что в своё время туда совершались паломничества чуть ли не со всего Средиземноморья.

"Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые…
Отражается небо в лесу, как в воде, —
И деревья стоят голубые..." (В. Высоцкий)