1. Производственной основой общества Мочика было орошаемое земледелие,
причём в некоторых долинах крупные ирригационные системы возникли ещё в
домочиканскую эпоху. В сельском хозяйстве широко использовались удобрения (Источник).
2. Мочика известны своими человеческими жертвоприношениями. "Интересно то, что очень часто на «корм» богам отправлялись добровольцы,
принадлежавшие к числу знати. Причём самые влиятельные семейства
старались как можно чаще «отмечаться» в жертвоприношениях. Считалось,
что Боги больше всего любят, когда в жертву им приносят юных
девственниц. Понятно, что далеко не все девушки хотели расставаться с
жизнью, поэтому перед церемонией опытные жрецы накачивали их
наркотиками. И одурманенные жертвы бросались вниз со специального утёса.
Но некоторым приходилось слегка «помогать». А вот с
мужчинами дела проходили несколько иначе. Чаще всего им просто
перерезали горло, а кровь собирали в сосуды. Причём пить из них могли
лишь правители и жрецы" (Источник).
Если "связать" эти два сообщения, то у нас получится связка земледелия с жертвоприношениями.
Любой земледелец знает, что земля требует жертв, то есть внесения органических удобрений. Без навоза земля становится "убитой", твердокаменной, и почти ничего не родит. При подсечно-огневом земледелии вместо навоза приносится жертва в виде сожжённых деревьев; через три-четыре года земля обедняется микроэлементами, и требуется новое жертвоприношение.
Теперь возникает вопрос: как связать внесение органических удобрений с человеческими жертвоприношениями? И сопряжённый с этим другой вопрос: везде ли и всегда ли человеческие жертвоприношения были связаны с культом Богини?
Я прежде писал, что образ Матери-Земли возник довольно поздно, уже в эпоху патриархата, а до этого Богиня почиталась как Царица Небесная. Стало быть, человеческие жертвоприношения в качестве "навоза" для Матери-Земли могли иметь место лишь в патриархальных обществах. Но тут всё вилами по воде писано. Надо всё проверять и перепроверять.