Представляет интерес доколумбова культура мочи́ка в Древнем Перу. Википедия сообщает, что "в культуре мочика высокие позиции занимали женщины. К примеру, на сохранившихся изображениях чаши с кровью жертв правителю подают именно они" (Источник). Хотя Джеффри Бушнелл говорит совсем иное: "Женщины изображены одетыми в своего рода длинные рубашки с неким подобием капюшона, охватывающего голову, и они не изображаются в церемониях, представленных на некоторых из горшков. Отсюда полагают, что они находились в зависимом положении, но, должно быть, существовали и исключения, так, например, одно из женских захоронений в Виру отличалось своей богатой погребальной утварью" (Источник). И кому тут верить?! Вот так всегда и во всём: чтобы иметь адекватное представление об исторической реальности, надо углубляться и "погружаться" в эту самую реальность, а это требует усилий и времени.
На данный момент я склоняюсь к тому, что общество мочика было патриархально-теократическим.
И вот, Марлен Добкин де Риос говорит, ссылаясь на Лавале, что в Южной Америке широко распространён миф, согласно которому шаманы могут превращаться в ягуаров. "Несколько образцов керамики, сфотографированных Бенсон, показывают процесс превращения или трансформации. В её последней работе, связанной с исследованием "кошачьего" мотива в искусстве мочика, обсуждается изображение шамана в состоянии, похожем на трансовое". И далее М. Риос сообщает: "Ни для кого не является новостью связь между животным-союзником шамана и его воинственной природой" <...> "В искусстве мочика явно просматривается воинственный характер шаманства, который отражался в экспансионистских военных действиях этого древнего народа".
Так-так-так... Это очень-очень интересно. Я об этом раньше не задумывался.
А нет ли здесь "ключика" или "отмычки" к тайнам Чатал-Хююка? Там ведь тоже присутствует тема леопардов. И там тоже, по всей видимости, имела место быть трансовая одержимость леопардами, или, точнее говоря, духами леопардов (см. мою запись О "женских" культах леопарда и ягуара).
Как известно, в неолитическом поселении на месте совр. Чатал-Хююка процветал, в своё время, культ Богини. И в этом культе прослеживается устойчивая связь с большими, хищными кошками, прежде всего с леопардом.
Теперь, если верно то, что служительницами Богини выступали женщины (как это ясно видно на примере позднейшей крито-минойской культуры), то они же могли трансформироваться в леопардов. И тогда получается культ Богини со своими женскими "охранными отрядами". И в таком случае выходит не "беззубый" матриархат, а, напротив, очень даже воинственный матриархат.
В Сети пишут, что "одержимая исхудавшая женщина, весившая всего 40 кг, во время обряда
экзорцизма внезапно обрела невероятную силу. Она схватила стоящего рядом с
ней мужчину, который был в два раза тяжелее её, и кинула его через всю
комнату, словно он весил не тяжелее бутылки воды" (Источник). А если представить себе группу таких одержимых женщин? Не здесь ли находится источник легенд про амазонок?
Комментариев нет:
Отправить комментарий